Зачем нужен ритм?

Говоря о долях, допускалось одно существенное упрощение – доли и звуки в какой-то степени отождествлялись. В реальности такая ситуация – редкое исключение из правил. Длительности нот обычно в целое число раз отличаются от продолжительности доли. Это напоминает gpeg рисунок низкого качества, в котором плавное изменение цвета превращается в ступенчатое:

градиент градиент низкое качество

При этом, мы не обращаем внимания на то, что и плавный переход в картинке высокого качества так же состоит из пикселей. Атомы и молекулы мы тем более не видим. Таким образом, доли метрической пульсации в музыке с одной стороны так же заметны, но с другой – не являются элементом несущим главное содержание.

Главное содержание несут звуки, организованные по длительностям в особые соотношения, называемые ритмом. В первобытной музыке использовались исключительно ритмические музыкальные инструменты. Важность ритма в музыке столь огромна, что композитор Н.А. Римский-Корсаков сказал, что музыка – это ритм. А сказал он это совсем не в эпоху клубной музыки, даже не в эпоху джаза, а во времена, когда царила плавная певучая музыка.

Как существуют доли сильные и слабые, так и звуки бывают громкие и тихие. И далеко не всегда громкие звуки начинаются на сильных долях. С одной стороны, если громкость звуков никак не будет связана с долями метрической пульсации, никто не услышит долей. Доли сами по себе не существуют, они заметны, только когда есть звуки, как не заметны пульсации ударных слогов, если из стихов удалить слова. С другой – звуки, создавшие метрическую пульсацию, могут сами же ее и нарушить. Создать нарушение стереотипа. В это мгновение рождается ритм.

Что происходит, когда звуки повторяются равномерно и одинаково? Представьте себе механические часы, тиканье которых мы перестаем слышать. Сознание дано человеку не для того, чтобы следить за монотонными не несущими информации процессами. Внимание концентрируются на нарушениях стереотипов.

Первый звук обращает на себя внимание своей новизной.

Второй – дает информацию о том, что звук с такими характеристиками не единственный, и что между звуками есть определенный промежуток времени.

Третий звук коренным образом отличается по восприятию от первых двух. Слушатель его ждет, так как он уже располагает информацией, что существует определенный звук, что этот звук повторяется, что он повторился в первый раз через определенный промежуток времени. Если звук повторился через тот же промежуток времени, то возникает уверенность, что этот звук повторяется через равные промежутки времени. Но, гораздо интереснее, когда происходит какое-то изменение. В русских сказках именно третий сын оказывается дурачком, третий невод приходит с золотой рыбкой, третья голова змия приносит победу над ним, а на распутье – три дороги. Третий звук – момент максимальной концентрации внимания.

Четвертый звук. Зачем нужен четвертый звук, если мы уже все поняли на третьем, и самое интересное произошло? Четвертый звук нужен, чтобы прочно запомнить этот звук. Повторение – мать учения. Недаром в шлягерах так часто используется четырехкратный повтор какого-либо звукового материала. Задача композитора пишущего шлягер – заставить запомнить. Можно ненавидеть шлягер, но невозможно отделаться от его назойливой повторности. Он сам вспоминается.

На пятом повторе внимание утомлено. Пятый повтор делают неопытные создатели электронной танцевальной музыки. На пятом повторе сознание ищет, на что бы отвлечься.

Таким образом, даже в самом примитивном (когда длительности звуков равны) варианте ритма, уже выполняется важнейшая, но далеко не единственная, его функция – управление вниманием.

 

 

Запись опубликована в рубрике Музыкальная форма, Психология с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *