Как работает ритм

Как работает ритм

 

В предыдущей статье рассматривались особенности восприятия периодической последовательности одинаковых звуков:

Первый звук – неожиданный новый звук.

Второй звук – угаданный звук, новый цикл.

Третий звук – угаданный цикл, максимум интереса.

Четвертый звук – чтобы запомнить.

После этого, внимание начинает угасать из-за однообразия.

Так же, отмечался факт необходимости совпадения более громких звуков с сильными долями такта, для того, чтобы метрическая пульсация существовала. А так же, возможность нарушения этого принципа для того, чтобы у слушателя возникла потребность в метре. Например, такая последовательность ударов содержит 4 цикла:

Схема сильных и слабых долей

Схема сильных и слабых долей

Конечно же, дальнейшее ее продолжение (как и в описанном выше случае с четырьмя повторяющимися звуками) не будет удерживать внимание слушателя. Но, если внести противоречие между громкостью звука и сильными долями, то возникнет потребность в восстановлении нарушенного равновесия:

Взаимодействие ритма с метром

Взаимодействие ритма с метром

После такой пульсации будет интересно, восстановится ли первоначальный принцип чередования сильного, слабого и относительно сильного времени, или вся последовательность сдвинется на одну долю. Это простейший способ обеспечить концентрацию внимания на 5-м повторении. Так можно легко управлять вниманием, и это – первая функция ритма.

Вторая функция станет понятна, если обратить внимание на то, что 1, 5 и 9 доли кажутся важнее, чем 13, несмотря на то, что она по величине не меньше их. У этой доли отобрала время доля, следующая за ней. Время – очень важное мерило ценностей. Не только громкий звук кажется важнее. Важнее кажется звук более продолжительный, даже если это продолжительность не самого звука, а время до следующего громкого звука. В реальной же музыке такая «виртуальная» длительность звука может встретиться в партиях аккомпанемента или ударных инструментов. Чаще всего, длительности в мелодии реально имеют разную величину.

Таким образом, можно говорить о двух важнейших функциях ритма: ритм управляет вниманием и заставляет считать одни звуки более ценными, чем другие.

 

Запись опубликована в рубрике Музыкальная форма, Элементарная теория музыки с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *