Штрихи в дирижировании не так уж легко передать. Правильнее будет сказать, что штрихи, скорее накладывают отпечаток на характер дирижерского жеста, чем заявить, что дирижер непосредственно показывает музыкантам, каким штрихом они должны исполнять свои партии.
Дирижерский жест накладывает отпечаток на характер исполнения музыки. А характер передается музыкантами не только через превращение в звук нотного текста, написанного композитором, но и через множество исполнительских выразительных средств, в том числе и через штрихи.
Штрих staccato (стаккато – отрывисто) довольно неоднозначен. Стаккато – не характер, а только способ звукоизвлечения, при котором нота не выдерживается полную продолжительность своей длительности. Мелодия при этом не «течет», а «скачет». Слушатель теряет постоянный контакт с мелодией, которая «повисает в воздухе» благодаря не только фантазии слушателя, но и реальному повисанию в воздухе рук некоторых исполнителей: пианистов, скрипачей, альтистов, виолончелистов и контрабасистов. Конечно, певцы и исполнители на духовых инструментах извлекают звук по иному принципу.
Характер музыки благодаря стаккато приобретает импульсивность, но будет ли эта импульсивность передавать порхающую легкость или злобную агрессивность, чеканность маршевого шага или осторожную вкрадчивость, зависит от многих других средств выразительности, из которых складывается музыкальный образ.
В приведенном очередном уроке дирижирования Аллы Сергеевны Григорьевой, следует обратить внимание на работу кистей рук. В сравнении с легато пластика кистей заметно активнее. Кроме передачи штриха в дирижировании, данный урок позволит повторить двухдольную схему дирижирования и изучить показ ауфтакта ко второй неполной доле. Вторая неполная доля – очень энергичное композиторское решение, когда от сильной первой доли начало фразы отделяет не четверть, а всего легкая восьмая длительность. В данной «Польке» это тем более заметно, потому что восьмушка еще и разделена на три триольных шестнадцатых.