Штрихи в музыке

Штрихи в музыке – способ исполнения звуков, определяющих характер звучания. Продолжительность звука, это еще не музыкальные штрихи.

Понятие «штрих» происходит от немецкого «strich», что означает – линия, черта. Такое слово, конечно же, в первую очередь возникло от обозначений в нотах, так как штрих, которым следует исполнять тот или иной звук, часто указывается в нотах при помощи разнообразных точек, черточек и прочих знаков над (или под) нотами:

Штрихи

Штрихи

Штрихи характеризуют множество параметров: продолжительность, особенности атаки, характеристики затухания, тембр, звуковысотность и другие особенности звучания звука. В большинстве случаев, штрих относится к одной отдельной ноте и изменяет ее реальную продолжительность в отличие от длительности, которая часто указывает только время между атаками звуков.

В указанном выше примере 10 звуков:

  1. Лига – линия в виде дуги, начинающаяся от ноты, говорит о том, что звук нужно исполнять legato (легато – связно), то есть взять со средней или мягкой атакой и не снимать, пока он не перейдет в следующий. Иногда его можно даже немного потянуть уже во время звучания следующего звука (разумеется, не в вокале и духовых, где это физически невозможно). Штрих может указываться не только лигой, но и словом «legato». В последнем случае имеется в виду, что все звуки играются этим штрихом, пока не закончится раздел в музыке, или не будет иного указания.
  2. Последний звук под лигой так же должен иметь мягкую атаку (если не стоит дополнительное обозначение), но он уже не является звуком, исполняемым legato. Он исполняется тем штрихом, который указан над ним. В данном случае non legato (нон легато – не связно). Штрих non legatoможет быть так же обозначен словами, но чаще всего на него указывает просто отсутствие каких либо указаний и обозначений. Это единственный штрих, не имеющий собственного знака. При исполнении звук должен прекратиться до взятия следующего, но не очень сократиться по продолжительности. В разных случаях это будет звучать по-разному. Рискованно указывать какие либо цифры, но для человека, впервые столкнувшегося со штрихами, ориентиром может служить значение порядка 75% от указанной длительности (соответственно, «неиспользованный» остаток длительности – пауза). Точно можно сказать только, что не следует его укорачивать в 2 раза, как это часто делают начинающие музыканты.
  3. Штрих nonlegato, как и предыдущий звук, с тем лишь отличием, что берется он так же не связно с предыдущим.
  4. Штрих staccato (стаккато — отрывисто). Штрих, еще более укорачивающий звук, чем нон легато. Для начинающих музыкантов можно порекомендовать рассматривать его как использование приблизительно 50% времени длительности ноты на звучание и 50% – на паузу, дополняющую «неизрасходованное» время. Под сухим стаккато понимают еще большее укорачивание времени звучания. Под острым – предельное. Никаких обозначений этих видов стаккато не существует. Эти выражения могут использоваться в комментариях или методических книгах. В разговорной речи музыкантов иногда в противовес сухому стаккато используется слово «влажное» стаккато. В профессиональной литературе оно, как правило, не используется. Обозначает штрих приближенный к нон легато.
  5. Клиновидное стаккато. Для различных инструментов этот штрих будет трактоваться по-разному, и хотя для пианиста он должен быть точным аналогом обычного стаккато, видимо, в силу эмоционального отклика от созерцания острия направленного в сторону ноты, этот штрих скорее всего будет исполняться немного острее (короче) и акцентированнее.
  6. Акцент в нон легато представляет собой обычное нон легато с более резкой атакой звука. Поскольку пианист не может в заметной степени изменять только одну атаку звука, то для пианиста этот штрих обозначает просто более громкий звук.
  7. Tenuto (тэнуто), от итальянского tenere – держать. Обозначается горизонтальной черточкой (штрихом). Вероятно, самый старый из штрихов, впервые упоминается более 1000 лет назад. Обозначает точно выдержанную длительность ноты. Из-за очень древнего происхождения вызывает массу разночтений. Основным способом исполнения является штрих нон легато, но выдержанный полную длительность ноты. При этом, необходимость отделить звук от соседних вынуждает немного превысить обозначенную длительность, нарушить равномерность метрической пульсации. Варианты трактовки: отсутствие в месте указания штриха характерного для конкретного произведения ускорения на определенной доле такта (если до этого укорачивалась, например, 4-я доля), небольшая задержка на звуке, штрих легато с более четкой атакой звука.
  8. Fermata (фермата – остановка). В Италии вы можете встретить это слово на остановке автобуса. Не совсем корректно относить фермату к штрихам, но, поскольку производители компьютерного софта обычно помещают знак ферматы в одно меню со штрихами, это стало вполне логично. Фермата означает увеличение продолжительности ноты или паузы. Величина точно не нормируется и определяется исполнителем в зависимости от характера музыки. Остановка на звуке происходит одним из двух способов:
    • с сохранением темпа (длительность увеличивается на целое количество счетных долей, удлиняющих ноту чаще всего в 1,5-2 раза) и метрической пульсации;
    • с сохранением длительности (темп начинает замедляться раньше, нота становится самой медленной по темпу, но сохраняющей исходное количество долей).

Выбор способа зависит от указаний автора. Если перед ферматой стоит надпись «замедлить», «ritenuto», «ritardando» или «rallentando», то используется второй способ, во всех остальных случаях – первый. Кроме того, иногда встречается знак ферматы над тактовой чертой, для обозначения люфта перед началом нового раздела музыки.

  1. Французская лига – лига, которая появилась в музыке у импрессионистов. Эта лига начинается от ноты и уходит в никуда. Такая лига должна плавно соединить звуки с тишиной. Добиться этого можно только дослушав до конца естественное угасание колебаний струны. Обычно используется в фортепианных нотах. Для исполнения следует нажать правую педаль рояля и не снимать, пока звуки не затихнут ниже порога слышимости или не замаскируются шумами в помещении.

С статье указаны только общие для разных жанров и инструментов штрихи. Каждый инструмент имеет как свою специфику исполнения одних и тех же штрихов, так и свои специфичные, исполнимые только на нем штрихи.

Например, легато на скрипке бывает трех видов:

  • полутоновое легато на одной струне, которое исполняется плавным соскальзыванием пальца левой руки (прижимающего струну) из одного положения в другое;
  • легато на одной струне, при котором на том же смычке новый звук берется другим пальцем левой руки (или снятием пальца державшего первую ноту);
  • легато с переходом на другую струну, которое исполняется правой рукой, при этом какое-то время одновременно звучат, как первая нота, так и вторая.

У струнных смычковых инструментов (к которым относится скрипка) вообще самый богатый ассортимент штрихов. Штрихи зависят от направления движения смычка (вверх-вниз), от плотности его прилегания к струнам, от резкости и плавности остановок, штрихи, основанные на смычке лежащем, отскакивающие и бросковые, пиццикато (без смычка) и т. д.

Штрихи лучше один раз услышать и увидеть:

Запись опубликована в рубрике Элементарная теория музыки с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *