Схема двухдольной сетки дирижирования
Еще более простая схема, чем схема трехдольного размера.
Если Вы начали изучение с этого урока, то обязательно посмотрите так же и видео про трехдольную и четырехдольную схему дирижирования. Если Вы уже выполняли предыдущие схемы, то постарайтесь продолжить их освоение в плане красоты и экономичности движений.
Усталость на начальном этапе занятий может появляться достаточно быстро. Вас может удивить, как дирижерам удается работать на многочасовых репетициях. Отгадка лежит не только в постепенно нарабатываемой выносливости, но и в целенаправленном стремлении с одной стороны убрать все лишние движения, и с другой – статичные мышечные напряжения. Если дирижер размахивает руками, как ветряная мельница, то, это далеко не всегда, передается в музыкальный драйв исполнителей. Но еще хуже, когда музыканты видят «загипсованные» руки. Следует уделить внимание пластичности самой ладони, это не только уменьшит мышечное напряжение в руках, но, в дальнейшем, сконцентрирует и внимание музыкантов. Музыканты очень не любят, когда у дирижера напряженные статичные ладони и пальцы. Музыкантам приходится много играть и стремление к мышечному освобождению, необходимому для того чтобы долго не уставать, у них часто натренировано с детства. Когда они видят чужие зажатые руки, они сами начинают напрягаться. Приходится усиленно следить за тем, чтобы освобождать собственные мышцы. Очень быстро срабатывает защитный механизм – музыканты просто перестают смотреть на дирижера.
2-х дольное дирижирование
Исходное положение: руки на ширине плеч, локти слегка выдвинуты вперед, ладони слегка закруглены, словно Вы собираетесь играть в мяч, отбивая его от пола.
1 – вертикальное движение вверх – вниз, «отскок» на меньшую высоту, при котором не только кисти, но и локти слегка раздвигаются в стороны.
2 – руки возвращаются назад, почти к первоначальным точкам отскока, обычно, чуть выше и шире них, поднимаясь вверх и сходясь на ширину плеч.
Двухдольная схема дирижирования напоминает крючок.
Вы освоили все, наиболее распространенные схемы дирижирования. Это – далеко не самое важное из того, что он должен делать, но, это схемы – то, что занимает большую часть времени в его работе с музыкантами. Остается добавить один очень важный момент: существует очень важное различие между школами дирижирования. Это различие касается точек обозначающих доли в музыкальном размере. Многие российские симфонические дирижеры считают те точки отскока, которые на схемах обозначены цифрами, не моментом, когда наступает время исполнения определенной музыкальной доли, а своеобразным подготовительным эпизодом. Это объясняется значительными различиями в продолжительности атак звуков, исполняемых на различных инструментах. Сам момент доли для них наступает в верхней точке петли, по которой рука дирижера поднимается после отскока. Такая трактовка помогает передать больше информации и добиться большей слитности в исполнении. Но, сам факт наличия разного подхода к этому вопросу создает некоторую путаницу. Не все музыканты могут приспособиться к разной дирижерской манере.