В предыдущих уроках дирижирования использовалась какая-либо одна схема. Переходы из ауфтакта в соответствующую количеству счетных долей такта схему и снятие, не создавали каких-то новых движений. Но, музыка не ограничивается началом и окончанием. Вы уже знакомы с длительностями звуков, из которых формируется ритм. Звуки могут быть весьма продолжительными, изменять динамику (громкость) внутри звука или фразы. Очень часто бывает важно показать изменения динамики или долгие выдержанные звуки. Простое продолжение дирижерской сетки во время тянущегося насколько счетных долей звука, может спровоцировать музыкантов на снятие (ведь далеко не все снятия дирижер может и должен показывать).
Для того, чтобы не прекращать схему, рискуя, что музыканты потеряют синхронность исполнения, придется развивать независимость движений рук. Разумеется, движения, показывающие схему, соответствующую пульсации метра, должны быть уже доведены до автоматизма, чтобы можно было следить за движениями другой руки.
Скорее всего, новые движения, которые управляют ритмом, так же потребуется разучить отдельно без движений другой руки. Конечно, не следует показывать каждую длительность, из которой формируется ритмический рисунок, особенно, если все эти длительности довольно короткие. В показе нуждаются только те длительности, которые могут быть неверно истолкованы. В первую очередь, именно длинные ноты, продолжительностью в несколько счетных долей в конце фраз. При показе выдержанного звука, ладонь, как бы опирается на невидимую опору.
Когда движения каждой руки будут получаться очень уверенно (на автоматизме), можно будет объединить их выполнения разными руками.
В новом видео уроке от преподавателя из города Ростова-на-Дону Аллы Сергеевны Григорьевой будут показаны все рассмотренные важнейшие элементы показа ритма. Кроме выдержанных звуков, новым элементом здесь окажется неполный ауфтакт. Неполным, ауфтакт называется, потому что вступление на первую ноту фразы происходит не только на слабом времени такта, но, даже, и не на счетной доле. Для показа неполного ауфтакта следует сделать толчок ладони на счетную долю предшествующую вступлению.