Длительности нот

В предыдущей статье отмечалось, что ритм позволяет удерживать внимание слушатели и по-разному оценивать важность звуков.

Фраза Гиппократ – «Vita brévis, ars lónga» – сказана была не о ритме, но именно слова «бревис» и «лонга» были старейшими названиями длительностей звуков. «Лонга» переводится как вечный, долгий, а «бревис», – как короткий. Лонга равнялась по длительности трем (иногда двум) бревисам. Но и лонга не была самой крупной длительностью. Самой большой длительностью была «максима», или «двойная лонга». В современных нотах не встретить максим и лонг. Если перелистать несколько десятков нотных сборников, то можно встретить «бревис». На сегодняшний день, это самая большая длительность. Более крупные – не выжили в нашем суетном мире.

Таблица соответствия длительностей старинных нот мензуральной нотации и современной:

Нотные длительности в современной и старинной нотации

Нотные длительности в современной и старинной нотации

Когда потребовались более короткие длительности, то придумали длительность в два раза короче бревиса – «семибревис», длительность соответствующая современной целой ноте. Так же появились и более короткие длительности. В настоящее время используются длительности в 32, 64 и даже 128 раз короче целой. Бревис, равный по продолжительности двум целым нотам не имеет единого стандартного написания. Эта длительность заново родилась у разных авторов, она выпадает из стандартного дробления целой ноты на части и по названию и по написанию. И редко, кто сейчас вспоминает, что этот запредельно длинный звук, в переводе с латыни, означает «короткий».

 

Для запоминания названий длительностей обычно используют таблицу нотных длительностей, аналогичную этой:

таблица нотных длительностей

таблица нотных длительностей

В таблице наглядно видно, что половинная нота называется половинной, так как по времени составляет половину продолжительности целой ноты. Четвертная – четвертую часть, восьмая – восьмую и т.д. Осталось только сказать, что музыканты часто пользуются словами: «половинка», «четверть», «восьмушка». И не зря, так как это самые распространенные длительности в начале обучения.

Деление целой ноты на части хорошо объясняет происхождение названий длительностей нот, но с точки зрения практического обучения музыке не очень удобно. Начинающему музыканту не нужно делить целые ноты на части. Они ему вообще не так уж часто встречаются. Если вы собираетесь обучаться игре на музыкальном инструменте, то лучше начинать с запоминания четвертной ноты.

В большинстве случаев, метрическая пульсация, определяющая темп, задается именно четвертными нотами. В некотором приближении, можно сказать, что четверть обычно отражает частоту ударов сердца, шагов и слов, соответствующую передаваемому музыкой состоянию. Если темп медленный, то четверть, как правило, тянется больше секунды. В быстрых темпах – проходит быстрее, чем за полсекунды. Логичнее, в начале обучения мыслить шагами, считая, что четверть = шагу. Тогда темп будет отражать «крадется» музыка или «бежит».

Если оценивать важность звуков по их длине, то современные нотные длительности очень измельчали и в плане продолжительности и в плане значимости. Чтобы идти в ногу со временем, следует в основном мыслить четвертями и длительностями еще короче.

Запись опубликована в рубрике Элементарная теория музыки с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *