Динамика в музыке может совершать как плавные переходы, так и сопоставлять фрагменты с разной динамикой, варианты должны находить отражение в дирижерском жесте. Если сравнивать динамику в музыке с планами в кинематографе, то плавные переходы напоминают наезд и отъезд камеры, а новый динамический оттенок – монтажный стык со сменой плана.
Содержательные причины такого сопоставления или противопоставления могут быть различны. Например, образ, в котором:
- передается массовая эмоциональная сцена, резко меняющаяся на образ, сконцентрированный на личных чувствах одного персонажа;
- показано активное эмоциональное состояние, приводящее к неожиданному тупику в развитии;
- показываются попеременно два различных пространства и т.д.
Простейшим средством передачи динамики дирижером является амплитуда движений рук. Это позволяет внутри каждой доли точно контролировать динамические нарастания и спады. Некоторая сложность возникает, когда необходимо сменить громкость резко между разделами произведения. Это делается за счет ауфтакта.
Ауфтакт позволяет музыканту заранее почувствовать, с какой динамикой исполнять начало следующей фразы. Для того, чтобы перейти с одного динамического уровня на другой следует подчеркнуть первоначальную динамику в жесте, удерживающем выдержанный звук. После этого, необходимо перевести их в новое положение, характерное для динамики «пиано» (близкое и низкое расположение ладоней) и выполнить ауфтакт, переведя дирижерскую схему в новую амплитуду.
Переход от тихого звучания обратно к громкому звучанию, осуществляется благодаря «захватывающему воздух» замаху ауфтакта.
В очередном уроке преподавателя из Ростова-на-Дону Аллы Сергеевны Григорьевой на материале мазурка Фредерика Шопена можно повторить трехдольную схему дирижирования и узнать как дирижерский жест на ауфтакте отражает динамику в музыке.