Консонанс и диссонанс в графиках

Консонанс и диссонанс понятия относительные. Что такое консонанс и диссонанс, лучше изучать в графиках амплитудно-частотной характеристики.

Явление консонансов и диссонансов, наверно самое запутанное в музыкальной теории. В учебниках, авторы предпочитают просто констатировать факт их существования. Авторы статей в интернете высказывают личные представления. Лучше один раз все увидеть и услышать.

Как отмечалось в статье про обертоны, звуки, частоты которых различаются в целое число раз, сливаются в один. Мы можем взять много частот, но слышать будем только самую нижнюю частоту (основной тон), а обертоны просто сделают его светлее. При определенных условиях слух человека даже улавливает тоны, которых в реальности нет. Мы берем одни обертоны, полностью удаляем основной тон, но продолжаем слышать, как обертоны его осветляют, делают резче, хотя его нет совсем.

Отчего же это происходит и к чему приводит?

Происходит это от того, что слух человека нелинеен, то есть он сам синтезирует новые частоты. Когда мы просто смотрим на анализ спектра реального звука, мы не видим тот спектр, который слышим. Мы видим его спектр до того, как он попал в уши. Если бы можно было поставить анализатор спектра внутри нейронов, то он показал бы очень любопытные вещи. К сожалению, пока мы этого сделать не можем, но можем сымитировать искажения вносимые ухом и измерить их.

В следующем видео видны моменты, когда движущиеся навстречу друг другу пики синтезированных частот совпадают. Вместо частотного пространства заполненного изобилием частот, которые вызывают неприятные ощущения обилием информации, в отдельные моменты, благодаря совпадениям, количество этих пиков уменьшается. Это явление приводит к ощущению одних звуковых интервалов, как более чистых и прозрачных, а других, как более напряженных.

 

Приводит это к тому, что есть зоны, где:

  • все звуковое пространство заполнено частотами (своеобразный «ёжик в тумане»), и сознание испытывает дискомфорт от перегрузки информацией, сложности вычленить главное и непрозрачности звукового поля, сквозь которое трудно разобрать другую звуковую информацию
АЧХ четвертитона после искажений

АЧХ четвертитона после искажений

  • звуковое пространство, в котором проступают размытые очертания звуковых объектов – интервалов, что создает ощущение расстроенного звучания
АЧХ примы с разливом после искажений

АЧХ примы с разливом после искажений

  • ощущаются четкие отдельные звуковые объекты («вышел ёжик из тумана»), которые могут иметь разную степень сложности.
АЧХ чистой примы после искажений

АЧХ чистой примы после искажений

Чем проще объект, тем меньше усилий для его восприятия, тем «чище» он кажется. Самыми чистыми являются интервалы чистой примы (ч1) и чистой октавы (ч8). Соотношения частот в них равно: 1/1 и 2/1 соответственно.

Несколько напряженнее звучит чистая квинта (ч5) с соотношением 3/2. Почти так же – чистая кварта (ч4) с соотношением частот 4/3. В старину эти интервалы называли консонансами.

Постепенно в число консонансов вошли интервалы большой терции (б3) с соотношением частот 5/4 и малой сексты (м6) с соотношением – 8/5. Малая терция (м3) – 6/5 и большая секста (б6) – 12/5.

Остальные интервалы называют диссонансами.

Реальная картина даже еще сложнее, так как в примере были использованы звуки без обертонов. Но и она позволяет понять истинную причину возникновения явления консонанса и диссонанса.

Запись опубликована в рубрике Психология, Элементарная теория музыки с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *