Музыкальные интервалы начал исследовать еще Пифагор. Понять сущность интервалов лучше всего в звуковых примерах и графиках амплитудно-частотной характеристики.
Музыкальные интервалы бывают:
- мелодическими, когда два звука звучат в разное время;
- гармоническими, когда они звучат одновременно.
Если один звук был взят раньше, а потом к нему добавился другой, то (в зависимости от контекста) их можно рассматривать и как мелодический, и как два гармонических интервала.
Для измерения качественной величины музыкальных интервалов (их абсолютного значения вне музыкального лада) обычно используют:
- Октавы – соотношения частот звуков 2/1
- Тоны – соотношения частот 62= 1,1224620483093729814335330496792…
- Полутоны – соотношения частот 122= 1,0594630943592952645618252949463…
- Центы – 1/100 полутона = 1,0005777895065548592967925757932…
В примере октава, тон, полутон и цент в гармоническом соединении:
Количественная величина интервала описывает количество ступеней лада составляющих интервал. С некоторым упрощением, под ладом пока будем понимать совокупность звуков, на которых строится мелодия. В большинстве случаев в основе музыки лежит так называемая диатоника – лад из семи ступеней, а расстояние между ступенями, как правило, равно полутону или тону.
интервал | прима | секунда | терция | кварта | квинта | секста | септима | октава |
количество ступеней | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
У тех, кто впервые сталкивается с ладом и интервалами, возникает недоумение, почему считая ступени, мы считаем их количество, а не расстояние между ними. То есть, примой называется два совпадающих звука, находящихся на одной ступени, а не два звука расположенных на расстоянии в одну ступень лада. Но, такова специфика интервалов. Их названия как раз и происходят от перефразированных латинских числительных, указывающих число ступеней, а обозначаются они соответствующей цифрой.
Разные по названию интервалы могут иметь одинаковую качественную величину. Такие интервалы называют энгармонически равными. Чтобы указать качественную величину интервала их называют чистыми, большими, малыми, уменьшёнными и увеличенными.
Энгармоническое равенство интервалов:
Величина в полутонах: | уменьшённые | малые | чистые | большие | увеличенные |
0 | ум2уменьшённая секунда | ч1чистая прима | |||
1 | м2малая секунда | ув1увеличенная прима | |||
2 | ум3уменьшённая терция | б2большая секунда | |||
3 | м3малая терция | ув2увеличенная секунда | |||
4 | ум4уменьшённая кварта | б3большая терция | |||
5 | ч4чистая кварта | ув3увеличенная терция | |||
6(тритон) | ум5уменьшённая квинта | ув4увеличенная кварта | |||
7 | ум6уменьшённая секста | ч5чистая квинта | |||
8 | м6малая секста | ув5увеличенная квинта | |||
9 | ум7уменьшённая септима | б6большая секста | |||
10 | м7малая септима | ув6увеличенная секста | |||
11 | ум8уменьшённая октава | б7большая септима | |||
12 | ч8чистая октава | ув7 увеличенная септима |
Причина того, что интервалы одной качественной величины имеют два названия, лежит в том, что вне лада они просто являются диссонансами и консонансами. Внутри музыки, они приобретают ладовую напряженность (становятся устойчивыми и неустойчивыми). Уменьшённые интервалы вызывают у слушателя потребность в том, чтобы их звуки переместились («разрешились») в еще более близко расположенные друг к другу («устойчивые» I, III и V ступени лада). Увеличенные – в более широко расположенные. Обратный случай вызывает у слушателя психологическое ощущение отказа от цели. То есть интервалы стали уменьшенными (увеличенными) как бы на полпути к ощущению устойчивости (разрешению).
Чистые, большие и малые интервалы, так же в ладу могут оказаться на неустойчивых ступенях, но направления движения составляющих их звуков не вызывают подобных ощущений.
Интервалы, которые бывают малыми и большими никогда не называют чистыми. Чистые – не могут быть малыми или большими. Здесь сказывается старинная традиция, возникшая во времена, когда к консонансам относили только приму, октаву, квинту и кварту. До сих пор сохранилась традиция делить консонансы на:
- весьма совершенные: ч1, ч8
- совершенные: ч4, ч5
- несовершенные: м3, б3
Более того, кварта и квинта так же сильно различаются по отношению к ним теории и гармонии. Параллельное движение совершенными консонансами и чистыми квинтами подчеркнуто создает пустое звучание (потому в классической гармонии запрещено), чего не наблюдается у кварт. Кроме того существует традиция считать кварту, построенную на главной ступени трезвучия – диссонансом.
Интервалы шире двух октав именуют, как и простые, добавляя количество октав (например «чистая кварта через три октавы»). Интервалы до двух октав имеют собственные имена. Интервалы шире октавы называют составными:
нона = секунда через октаву
децима = терция через октаву
ундецима = кварта через октаву
ундецима = квинта через октаву
терцдецима = секста через октаву
квартдецима = септима через октаву
квинтдецима = 2 октавы
Обращением интервалов называется такое перемещение их звуков, при котором нижний – становится верхним. То есть терция перемещается в сексту, нона в септиму и квартдециму. Чистые интервалы при этом остаются чистыми, малые обращаются в большие, а большие в малые.
Графики АЧХ консонирующих интервалов с учетом искажений при восприятии:
Чистая прима (четко видны только пики, совпадающие с обертонами):
Чистая октава (четко видны только пики, совпадающие с обертонами):
Чистая квинта (появляется «основа» — звук, обертонами которого являются звуки интервала, лежащий октавой ниже):
Чистая кварта (основа опускается на дуодециму, начинают расти другие разностные тоны):
Большая терция (звуки интервала оказываются 4 и 5 гармониками основы, лежащей уже на 2 октавы ниже):
Малая секста (интервал – 8 и 5 гармоники):
Малая терция (интервал – 5 и 6 гармоники основы):
Большая секста (интервал – 5 и 3 гармоники):
Большая секунда (интервал – 8 и 9 гармоники):
Малая септима (интервал – 9 и 16 гармоники):
Малая секунда (интервал – 15 и 16 гармоники):
Большая септима (интервал – 8 и 15 гармоники):