Музыкальные ключи

Музыкальные ключи показывают, какая линейка нотного стана, какой ноте соответствует. Чаще всего используются скрипичный и басовый ключи.

Зачем же нужны ключи?

Как отмечалось в статье про обертоны, звуки, частоты которых отличаются в целое число раз, сливаются в нашем восприятии, и мы слышим только один нижний звук. Реальные звуки уже содержат обертоны, поэтому очень трудно подобрать два звука так, чтобы они сливались совершенно незаметно. Для этого понадобилось бы, чтобы все их обертоны совпали. Небольшие различия в частотах всегда присутствуют. Тем не менее, два звука, частоты которых отличаются ровно в 2 раза, будут звучать практически без биений. Такие звуки образуют интервал именуемый «октавой». Про интервалы и их названия будет отдельная статья, поэтому здесь нет смысла объяснять происхождение этого названия.

Это явление слияния звуков находящихся на достаточно большом интервале друг от друга (при том, что более близко расположенные звуки такого слияния не дают), привело к тому, что все звуки, частоты которых различаются в два раза получили одинаковые названия. На фортепиано в октаве 12 звуков, на гитаре в октаве 12 ладов. Только 7 из 12 нот имеют имена. Остальные обозначаются как повышение (при помощи диеза), или как понижение (при помощи бемоля). Названия звуков восходят к средневековью. Строки следующего текста на латыни, начинается с разных слогов: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La, Sa.

Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Iohannes.

Мелодия средневекового песнопения в каждой строфе на этих слогах поднималась выше:

«Epistola de ignoto cantu» Guidonis

«Epistola de ignoto cantu» Guidonis

«Epistola de ignoto cantu» Guidonis

 

От этих слогов и произошли названия современных нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Следует отметить, что Гвидо Аретинский приводит 6 ступенный гексахорд (звукоряд). Как видно из рисунка, 7 строка вовсе не начинается с ноты «Си». Более того в своем «Послании о незнакомом распеве» относящемся к началу XI века, он критиковал использование так называемого b-круглого (Си ).

В настоящее время отголосок этой критики мы можем увидеть в буквенных обозначениях нот:

Нота Классическое обозначение Американская система
До C C
Ре D D
Ми E E
Фа F F
Соль G G
Ля A A
Си B
Си H B

Гитаристам обычно известен правый столбик таблицы. В музыкальных школах учат, что буквенных обозначений восемь. То есть алфавит: A (А), B (Бэ), C (Цэ), D (Дэ), E (Е), F (Эф), G (Гэ) в классической музыкальной теории проходит от ноты Ля, как раз через «b-круглое», а на долю чистого Си приходится восьмая буква H (Ха). «Джазовый» алфавит проходит только по белым клавишам фортепиано.

Клавиатура

Клавиатура

 

Несмотря на то, что алфавит начинается с ноты Ля, границы октав проходят между Си и До. Это очень удобно и для звукорежиссуры, получаются круглые значения частот: третья октава 1000 – 2000 Гц, четвертая 2000 – 4000 Гц, пятая 4000 – 8000 Гц. Клавиатура рояля обычно начинается с Ля суб-контр октавы и заканчивается До 5 октавы. На пианино иногда верхняя нота Ля 4 октавы. Изредка бывают рояли, на которых внизу есть даже нота Фа суб-контр октавы.

Для обозначения нот используется всего 5 линеек. Совершенно невозможно поместить на них все звуки. Поэтому используются ключи. Самые распространенные: скрипичный и басовый. Чуть реже используются альтовый и теноровый. Кроме того бывают ключи для ударных инструментов, но они не обозначают высоту звука (каждая линейка просто используется для отдельного инструмента).

Одна и та же гамма: до, ре, ми, фа, соль, ля, си первой октавы

может быть записана по-разному. В таблице ниже указаны по порядку: скрипичный, басовый, альтовый и теноровый ключи:

Двухдольные размеры

Музыкальные ключи

Музыкальные ключи

 

 

На 5 строке – ключ для ударных инструментов. Цифра 8 приписанная к ключу означает звучание на октаву выше или ниже соответственно. Ключи на строчках 8 – 13 вышли из употребления и в современной музыке не используются. Более того, даже ноты старинных произведений обычно переносятся в более привычную нотацию.

Запись опубликована в рубрике Элементарная теория музыки с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *