Мелодическая интонация

Если продолжить игру в слова, которая началась в статье про мотив, то легко обнаружить любопытные превращения смысла:

И снова мотив «ВПЕРЁД»

Волевой приказ может иметь различный смысл. Если приказывают действовать без разговоров, то высота голоса на ударном Ё будет низкой. Микросценарий этой интонации там сильнее опускает слушающего в темноту низкого звука, чем агрессивнее сказано слово. Но, все меняется, если приказывают ответить! Да, словом «вперед» можно не заставлять двигаться, словом «вперед» можно заставить высказать мнение.

Задайте вопрос: «вперЁд?». Активность слушателя уйдет в размышления о том куда направиться: вперед или назад. А, может быть, на месте? Так что же изменилось в мелодике этого слова? Высота звуков. Обе интонации начинались с безударного слога и активно вели вперед. В агрессивной, приказной интонации голос опускался вниз, подавляя волю. В вежливой вопросительной интонации – поднимался вверх, мотивируя размышления и общение.

Мотив «ДАЙТЕ»

Поэкспериментируйте с пассивной интонацией «дАйте». Попросите как можно жалостливее: «дАйте». Вы заметите, что высота звука опускается, как в агрессивной интонации, но ударный слог будет выше и светлее, как в вопросительной. Это микросценарий светлого воспоминания, погружающий слушающего в пассивную тьму.

Если недоуменно сомневаясь размышлять, то можно отыскать необычную интонацию с низким первым ударным слогом и вторым высоким безударным.

Запись опубликована в рубрике Музыкальная форма, Психология с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *