В зависимости от того с какой доли такта начинается фраза, будут различаться и движения дирижера, показывающего ауфтакт.
Ауфтакт к первой полной доле
- Руки в исходном положении (слегка выдвинуты вперед, предплечья параллельно полу, ладони направлены вниз).
- Руки поднимаются параллельно друг другу вверх, при этом величина подъема зависит от громкости. Если музыканты должны вступить громко, то руки поднимаются до уровня головы, а иногда и выше головы. Если – тихо, то замах может составлять буквально несколько сантиметров.
- Руки опускаются вниз, как это описывалось в уроках посвященных схемам дирижирования, переходя в ту схему, количество долей в которой соответствует размеру произведения.
Ауфтакт ко второй полной доле
- Руки в таком же исходном положении.
- Руки, приподнимаясь вверх, движутся в направлении второй доли соответствующей схемы дирижирования.
- Руки опускаются, переходя во вторую долю той схемы, которая соответствует размеру исполняемого произведения.
Ауфтакт к третьей полной доле
- Руки в положении второй доли, соответствующей по количеству долей, схемы дирижирования.
- Руки движутся по схеме, как если бы она начиналась со второй доли.
Ауфтакт к четвертой полной доле
Руки начинают соответствующую сетку из положения третьей доли.
Амплитуда движений во всех видах ауфтакта пропорциональна громкости вступления.
В данном уроке были рассмотрены ауфтакты, необходимые для показа вступления с различных полных долей, но музыка может начинаться и между долями, причем, не обязательно по центру. Примеры на такие ауфтакты будут разобраны несколько позднее в другом уроке.