«Дыхание» музыки

Если частота шагов, ударов сердца и количество произносимых в минуту слов определяют ощущение музыкального темпа слушателем, то дыхание при разговоре и пении выстраивает логические структуры в большей части музыкального материала. Конечно, не всегда наше дыхание совпадает со знаками препинания, а в музыке могут встречаться эпизоды и целые произведения далекие от всего человеческого. Но, само нарушение принципов естественного дыхания при этом превращается в самостоятельное средство выразительности.

В музыке мы встречаем и короткие «вздохи» из 1-2 звуков и линии широкого дыхания, которые никогда не встречаются в обычной речи, и, даже, механистичный, пульсирующий поток вообще без дыхания. Кроме того, в XVII – XVIII веках преобладали полифонические жанры, в которых одновременно было несколько совершенно самостоятельных линий, в каждой из которых дыхание совершенно никак не совпадало с другими.

В современной музыке полифония так же встречается, но, чаще всего, музыка пишется в так называемой гомофонно-гармонической фактуре. То есть, при одной главной линии, имеются несколько вспомогательных, имеющих свое собственное дыхание, которое может его оттенять и подчеркивать, дробить и объединять, дополнять дыхание главной, заполняя в ней перерывы и т.д.

Дыхание показывает подготовку к изложению новой мысли, разделяет элементы, из которых выстраивается перечисление, обращает внимание на добавление вспомогательной мысли и т.п. Дыхание в музыке включает в себя все то, что мы слышим и в речи, и в природных явлениях, и в новом техническом мире, созданном людьми.

Таким образом, наличие «вдоха» – ауфтакта перед началом всего произведения или какого-то его элемента инициирует движение, начинает линию некоего сценария. Снятие в конце произведения (его элемента) – завершает эту линию, создавая своеобразную арку, объединяющую мотив, фразу, или любой другой более крупный элемент, вплоть до музыкального произведения целиком.

 

Запись опубликована в рубрике Музыкальная форма с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *