Как фразы человеческой речи, обычно состоят из пары слов, так и музыкальные фразы состоят из пары мотивов. Вспомним, что мотивом в музыке называют простейшую последовательность звуков с одним главным. Как речевая фраза, не будет иметь двух равных ударных слогов в двух словах, так и музыкальная фраза не будет иметь двух главных опорных звуков. Какой-то из них все равно окажется главнее.
Произнесите фразу: «красивая фраза». Какой из ударных слогов вам захотелось сделать главным? Если это был звук «И» в слове «красивая», то явно Вам хотелось подчеркнуть, что фраза именно красивая. Акцент на ударном «А» в слове «фраза» говорит о том, что красота фразы не столь важна. Важно, что речь идет о фразе.
Что же несет музыкальная фраза, если в ней нет слов? Ноты не обозначают предметы, действия и т.п. Неужели, фраза без слов – форма без содержания?
В статье «Мелодическая интонация» рассматривались значения, которые приобретает интонация, когда мелодия движется вверх и вниз, от слабой доли к сильной и от сильной к слабой. Интонация несет эмоцию. Именно несет. Она, конечно, может что-то и обозначать. В различные времена существовали различные фигуры музыкальной риторики, интонации – символы, интонации – цитаты, но они всегда представляли собой нечто вторичное (действительно, чтобы что-то цитировать, нужно, чтобы что-то уже было). Первична – эмоция, заключенная в маленьком сценарии интонации. Можно сказать, что интонация содержит в себе некий звуковой объект, который совершает некое действие над вниманием слушателя: ведет к свету и тьме, уводит от того и другого. Это огромный удивительный звуковой мир, описание которого потребует много времени, если его вообще можно описать до конца. Этот мир существует внутри нас, а музыка является своеобразным каналом, соединяющим его в единое целое.
Так что же несет музыкальная фраза? Музыкальная фраза несет достаточно крупный сценарий событий нашего внутреннего мира, содержание которого мы будем постигать постепенно. По сравнению со всем музыкальным произведением, конечно, смешно, говорить о том, что этот сценарий крупный. Правильнее будет сказать, что этот сценарий достаточно крупный для того, чтобы в отличие от мотива (передающего маленький сценарий одной эмоции), передать некоторую динамику развития эмоционального состояния.
В заключение, следует отметить несколько свойств музыкальной фразы:
- музыкальная фраза – сценарное послание, состоящее из более мелких – мотивов;
- музыкальная фраза содержит в себе несколько сильных или относительно сильных долей (очень часто, продолжительность фразы около 2-х тактов);
- музыкальная фраза может начинаться и заканчиваться на любых долях такта.