Трезвучия – сочетания трех звуков. Трезвучия чаще всего строятся по терциям.
Трезвучие – простейший аккорд. Названия более сложных, построенных по терциям, аккордов определяется интервалом между первым и последним звуком. В аккордах из четырех звуков расстояние от нижнего до верхнего звука составляет септиму, поэтому аккорды называются септаккордами. Пять звуков расположенных по терциям образуют нону, поэтому аккорды из пяти звуков называют нонаккордами. Шесть – ундемимаккордами. Семь – терцдецимаккордами.
В академической музыке до XX века трезвучия преобладают, а септаккорды рассматриваются, как усиление диссонанса трезвучия лежащего в их основе.
В джазовой гармонии преобладают аккорды с большим числом звуков (септаккорды, нонаккорды и ундецимаккорды), трезвучия – редкость.
В рок и поп гармонии трезвучия возвратили свое первенство, септаккорды чаще используются как самостоятельные аккорды, подчеркивающие функциональное тяготение, а не диссонанс.
Поскольку трезвучие является простейшим аккордом, то и после буквенного обозначения ступени или ноты может не стоять никаких цифровых обозначений, но может быть и классическое 53. Пятерка означает, что между крайними звуками интервал квинты, тройка – означает терцию.
Самыми распространенными являются мажорные и минорные трезвучия. В мажорном трезвучии большая терция расположена снизу, а малая сверху. В минорном – наоборот. В сумме оба варианта дают чистую квинту. Но, есть и уменьшённые трезвучия, в которых уменьшенная квинта складывается из двух минорных терций. В увеличенном трезвучии, увеличенная квинта, состоящая из двух мажорных терций.
Мажорное трезвучие имеет светлую окраску звучания, так как его звуки являются 4, 5 и 6 обертонами и легко сливаются в один, лежащий на 2 октавы ниже.
Звуки минорного трезвучия представляют собой 10, 12 и 15 обертоны мнимого тона (основы). Из-за этого кажется заметно темнее. Основа лежит на большую дециму ниже, чем в мажоре:
Звук на нижнем нотоносце отсутствует в трезвучиях, но, из-за нелинейности слуха он синтезируется в ухе человека. При восприятии мы его реально слышим (правда, очень тихо). Чем выше громкость, тем легче его заметить. В приведенном ниже примере в середине до мажорного трезвучия искусственно сделан небольшой перегруз, который сразу же реально синтезирует основу:
Уменьшённое трезвучие имеет в составе диссонанс – тритон, поэтому оно всегда звучит напряженно и неустойчиво. В ладу, как правило, все его звуки находятся на неустойчивых ступенях.
Увеличенное трезвучие так же неустойчиво, но увеличенная квинта, входящая в его состав, энгармонически равна малой сексте. Поэтому оно звучит менее резко на слух.
Звуки составляющие трезвучия называют:
Верхний – квинтой (или квинтовым тоном)
Средний – терцией (или терцовым тоном)
Нижний – примой (или основным звуком)
Обращения трезвучий называют:
- Основным видом – обозначается Б53 (мажорное), м53 (минорное). Под основным видом подразумевается такое положение звуков, когда основной тон является нижней нотой. В классической гармонии предпочтительнее использование основного вида трезвучия, когда в мелодии звук приходится на его терцовый тон.
- Секстаккордом – обозначается Б6 (мажорный), м6 (минорный). Под секстаккордом подразумевается такое положение звуков, когда нижним звуком (басом) является терцовый тон. В классической гармонии для большинства случаев считается недопустимым повторение терцового тона в других голосах. Поэтому, на приму и квинту в мелодии, как правило берется именно секстаккорд.
- Квартсекстаккордом – обозначается Б64 (мажорный), м64 (минорный). Квинтовый тон в басу часто меняет функциональное значение трезвучия, поэтому, его использование в классической гармонии строго ограничено проходящими аккордами и, так называемым, кадансовым квартсекстаккордом.
В джазовой, рок и поп музыке все трезвучия обычно обозначаются заглавной буквой соответствующей ноте.
Вместо обращения, через косую черту записывается буквенное обозначение баса. У минорных трезвучий, после буквы, обозначающей основной звук, ставится маленькая буква «m». Например: Cm/E означаетдо-минорный секстаккорд.