Трехдольные размеры строятся во многом по тем же принципам, что и двухдольные. Как уже отмечалось, музыкальный размер – дробь, показывающая отношение количества долей в такте к длительности, которой равна одна счетная доля. По аналогии с двухдольными, можно было бы сравнить длину трехдольных тактов (64 = 32), но, сходство с (44 = 22 = 1) только кажущееся.
Во-первых, размер 64 – это два размера по 34, а 68 – это два размера по 38. То есть, в сложном шестидольном размере, четвертая доля является относительно сильной, а в размере 32 на это время попадает середина второй доли (то есть, доли совсем нет).
Во-вторых, не существует такого трехдольного размера, в котором бы такт по своей продолжительности был равен целой ноте (а так же бревису, половинной или какой-либо иной длительности). Конечно, есть произведения, где такт равный целой (например) ноте делится на 3 ровные длительности, но, как правило, он обозначается каким-либо двухдольным размером. Например:
В приведенном примере такт по продолжительности равен целой ноте, но это достигается не тем, что в размере указаны три доли по продолжительности равные 1/3 целой, а тем, что использован размер 44. Для записи же приходится пользоваться специфичной длительностью – триолью.
В отличие от старинной мензуральной нотации, где в зависимости от перфектности темпуса бревис продолжался и две и три целых ноты (семибревиса), в современной нотации такое невозможно.
В двухдольных и четырехдольных размерах мы сталкиваемся со старинными обозначениями – простым и перечеркнутым «с» («с» и «¢»).
Казалось бы, было логично ожидать, что и в трехдольных размерах должны были бы сохраниться атавизмы подобного типа, ведь использовались же в старинной музыке трехдольные размеры alla breve:
Но, таких обозначений не существует. Нет их по той причине, что нет современного размера, в котором бы счетной долей была триольная длительность.
Существуют же трехдольные размеры:
Размер 38 – простой размер, такт содержи три счетные доли: первую – сильную, вторую и третью – слабые. Чаще вторая немного сильнее третьей, но в том и прелесть трехдольного размера, что в нем нет жестких правил. Дирижироваться такой размер может по обычной трехдольной сетке, но, иногда, может тактироваться и только одна сильная доля. Таким образом, подчеркивается «миниатюрность» масштаба.
Размер 34 – так же простой размер, содержащий три счетные доли. Это наиболее распространенный размер, так как счетной метрической единицей в нем является четверть. Такая пульсация уже яснее ассоциируется с темпом шагов, пульса и слов, хотя нельзя не отметить, что пульсация с периодом в полторы половинных, не привносит ощущения в состоянии большего спокойствия.
Размер 32 – так же простой размер, содержащий три счетные доли. Это большой такт, который похож на «гигантскую поступь» размера 22, но в размере 22 явно ощущается родство с размером 44. В размере же 32 ничего подобного нет, поскольку у аналогичного по длине размера 32, как уже отмечалось, совершенно не совпадает пульсация долей.
Таким образом, трехдольные размеры значительно отличаются от двухдольных, как по характеру звучания, так и по обозначениям.