Динамика музыкального произведения.

Говоря о различиях в уровне громкости, мы рассматривали эти различия с одной стороны, как проявления метра:

  • сильное время в метрической пульсации,
  • относительно сильное время и
  • слабое время;

с другой стороны, как проявление ритма:

  • атаки, начинающих свое звучание нот, как на долях, так и вне их;
  • продолжение на доле звука, взятого ранее и
  • снятие звука и паузы.

При взгляде со стороны, может показаться, что, поскольку, никаких других причин, влияющих на громкость музыки нет, музыкальная динамика является простым проявлением создаваемых ритмом активности долей музыкального метра.

С одной стороны, это так и есть, поскольку, если ехать на машине, то в первую очередь мы так же заметим неровности дороги. Мы не сразу поймем, на какой высоте над уровнем моря мы находимся. Заметим мы это, только когда высота будет составлять километры и у нас начнется горная болезнь.

С другой стороны, было бы нелепо объяснять фактурой поверхности дороги возможность движения по многоуровневым транспортным развязкам. Так же и про динамику музыки можно сказать, что она, при глобальном взгляде, собственно и создает музыкальное произведение в целом.

Динамика проявляется на разных уровнях: от интонации до формы произведения. Как правило, интонационная динамика не имеет таких больших перепадов, как динамические противопоставления между частями произведения. Но, нет правил без исключений. В электронной танцевальной музыке, например, микродинамика максимальна. Создающие «кач» перепады громкости внутри одной доли такой музыки составляют предельно физически возможное значение. При этом, если посмотреть на общую динамику, она будет напоминать ровный прямоугольник.

Динамика фортепианной пьесы

Динамика фортепианной пьесы

 

 

 

Динамика электронной танцевальной музыки

Динамика электронной танцевальной музыки

 

 

 

 

Динамика проявляется как плавные подъемы и спады, если она должна вести путеводной нитью внимание слушателя. Но, динамика может быть и ступенчатой (террасообразной), если она должна сопоставлять (или даже противопоставлять) отдельные фрагменты произведения.

В музыке, которая концентрирует внимание слушателя на тонкости ощущений и передает сложное содержание сильнее выражена макродинамика. В музыке, которая концентрирует внимание на сильных ощущениях и отвлекает внимание от глобального – микродинамика. Образно говоря, если Ваша мечта – подняться на вершину, Вам нужен большой перепад высот. Если нравится скакать по кочкам, то просто оставьте на дороге много открытых люков.

Таким образом, можно говорить о важнейших функциях динамики:

  • динамика передает эмоциональное содержание (создает интонацию);
  • управляет вниманием (создает «синтаксис») и
  • несет в себе звуковые «пространства» и «объекты» (создает форму произведения).
Запись опубликована в рубрике Музыкальная форма, Элементарная теория музыки с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *