Музыкальный размер. Двухдольные размеры.

Музыкальный размер – дробь, которая показывает отношение числа долей в такте к длительности доли. Можно сказать, что это размер такта в целых нотах. Действительно, при размерах четыре четверти, или две вторых, длина такта будет одинаково равна целой (44 = 22 = 1). Но, потому и пишется не единица, а дробь, что пульсация долей в такте происходит по-разному. Чем же отличаются эти размеры?

Размер 24 – простой размер, такт содержи две счетные доли: первую – сильную, вторую – слабую. Это обычная пульсация шагов, пульса и слов в разговоре.

Размер 44 – сложный. В такте содержится четыре доли. Первая – сильная, третья – относительно сильная, а вторая и четвертая – слабые. Это большой такт из двух – по 24, у которых сильные доли нечетных тактов сильнее, чем сильные доли четных. В таком такте сильнее ощущается объединяющая масштабная пульсация.

Размер 22 – так же простой размер, содержащий две счетные доли. Это большой такт, в котором четверти потеряли значение самостоятельных долей.

Размер 22 похож на размер 24. Действительно, если записать тот же ритм, заменив восьмые четвертями, четверти – половинным, половинные – целыми и т.д., а потом сыграть в два раза быстрее, то мы услышим тот же самый ритм. Есть ли разница?

На первый взгляд, разница только в удобстве восприятия нот музыкантом. Слушатель не увидит нот. Но, есть ли разница между гигантом с ростом 2 м 40 см. и карликом с ростом 1 м 20 см, которого мы видим с расстояния в 2 раза более близкого? Вроде бы их величина так же должна казаться одинаковой. Большое видится на расстоянии. Музыка, написанная в размере 22 и звучащая в быстром темпе должна быть более масштабна, чем музыка, написанная в размере 24 и исполненная в умеренном. Сможет ли музыкант найти способ «поднять» слушателя над обыденностью, передав масштабность образа, или его музыка останется «приземленной» и «вялотекущей»? Это – отдельный вопрос. Во всяком случае, в компьютерной программе 200 половинных в минуту и 200 четвертей в минуту звучать будут совершенно одинаково. Кроме того, иногда размер действительно выбирается исключительно исходя из удобств.

В нотах часто можно встретить размеры, обозначенные простым и перечеркнутым «с» («с» и «¢»). Значок имперфектного темпуса, доставшийся в наследство от старинной мензуральной нотации привнес много путаницы. В XIII—XVII веках, когда только формировался размер, перечеркнутое «С» могло быть даже и простым украшением. Современные авторы, чтобы избежать путаницы, обычно совсем не ставят этих старинных знаков, а пишут привычную дробь:

Размер четыре четверти

Размер четыре четверти

Размер две вторых, или Alla breve.

Размер две вторых, или Alla breve.

 

 

 

 

Тем не менее, указанному равенству не всегда стоит верить. Музыка пронизана математикой, но от этого она не становится точной наукой. Существуют традиции исполнения и существуют ошибки, ставшие традицией.

Кроме того, очень часто можно встретить указания, что при переходе от размера 44 к размеру 22 (от «с» к «¢») темп должен удваиваться, так как для дирижера счетная доля превращается из четвертной в половинную. Это справедливо для старинной музыки, когда не было иного способа смены темпа. Но, даже для Баха знак «¢» уже был данью традиции. Он ставился в быстрых произведениях написанных в старинном стиле. Сейчас тот факт, что целая нота должна включать в себя не четыре доли, а две (alla breve – наскоро), означает только то, что счет ведется не подробно (четвертями), а «кратким способом» (половинными нотами). Современный композитор, как правило, заботится о том, чтобы быть правильно понятым и выставляет какие-либо дополнительные указания: половинная = четверти, doppio movimento, длительность и числовое значение, указывающее количество нот в минуту.

А старинная музыка, как правило, не издается без редакторских указаний. Поэтому, даже такие редкие случаи как alla breve в «Страстях по Иоанну» И.С. Баха, когда восьмая размера «с» превращается в четвертную счетную долю размера 34, не должны вызывать проблем.

Запись опубликована в рубрике Элементарная теория музыки с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *