Музыкальный размер – дробь, которая показывает отношение числа долей в такте к длительности доли. Можно сказать, что это размер такта в целых нотах. Действительно, при размерах четыре четверти, или две вторых, длина такта будет одинаково равна целой (44 = 22 = 1). Но, потому и пишется не единица, а дробь, что пульсация долей в такте происходит по-разному. Чем же отличаются эти размеры?
Размер 24 – простой размер, такт содержи две счетные доли: первую – сильную, вторую – слабую. Это обычная пульсация шагов, пульса и слов в разговоре.
Размер 44 – сложный. В такте содержится четыре доли. Первая – сильная, третья – относительно сильная, а вторая и четвертая – слабые. Это большой такт из двух – по 24, у которых сильные доли нечетных тактов сильнее, чем сильные доли четных. В таком такте сильнее ощущается объединяющая масштабная пульсация.
Размер 22 – так же простой размер, содержащий две счетные доли. Это большой такт, в котором четверти потеряли значение самостоятельных долей.
Размер 22 похож на размер 24. Действительно, если записать тот же ритм, заменив восьмые четвертями, четверти – половинным, половинные – целыми и т.д., а потом сыграть в два раза быстрее, то мы услышим тот же самый ритм. Есть ли разница?
На первый взгляд, разница только в удобстве восприятия нот музыкантом. Слушатель не увидит нот. Но, есть ли разница между гигантом с ростом 2 м 40 см. и карликом с ростом 1 м 20 см, которого мы видим с расстояния в 2 раза более близкого? Вроде бы их величина так же должна казаться одинаковой. Большое видится на расстоянии. Музыка, написанная в размере 22 и звучащая в быстром темпе должна быть более масштабна, чем музыка, написанная в размере 24 и исполненная в умеренном. Сможет ли музыкант найти способ «поднять» слушателя над обыденностью, передав масштабность образа, или его музыка останется «приземленной» и «вялотекущей»? Это – отдельный вопрос. Во всяком случае, в компьютерной программе 200 половинных в минуту и 200 четвертей в минуту звучать будут совершенно одинаково. Кроме того, иногда размер действительно выбирается исключительно исходя из удобств.
В нотах часто можно встретить размеры, обозначенные простым и перечеркнутым «с» («с» и «¢»). Значок имперфектного темпуса, доставшийся в наследство от старинной мензуральной нотации привнес много путаницы. В XIII—XVII веках, когда только формировался размер, перечеркнутое «С» могло быть даже и простым украшением. Современные авторы, чтобы избежать путаницы, обычно совсем не ставят этих старинных знаков, а пишут привычную дробь:
Тем не менее, указанному равенству не всегда стоит верить. Музыка пронизана математикой, но от этого она не становится точной наукой. Существуют традиции исполнения и существуют ошибки, ставшие традицией.
Кроме того, очень часто можно встретить указания, что при переходе от размера 44 к размеру 22 (от «с» к «¢») темп должен удваиваться, так как для дирижера счетная доля превращается из четвертной в половинную. Это справедливо для старинной музыки, когда не было иного способа смены темпа. Но, даже для Баха знак «¢» уже был данью традиции. Он ставился в быстрых произведениях написанных в старинном стиле. Сейчас тот факт, что целая нота должна включать в себя не четыре доли, а две (alla breve – наскоро), означает только то, что счет ведется не подробно (четвертями), а «кратким способом» (половинными нотами). Современный композитор, как правило, заботится о том, чтобы быть правильно понятым и выставляет какие-либо дополнительные указания: половинная = четверти, doppio movimento, длительность и числовое значение, указывающее количество нот в минуту.
А старинная музыка, как правило, не издается без редакторских указаний. Поэтому, даже такие редкие случаи как alla breve в «Страстях по Иоанну» И.С. Баха, когда восьмая размера «с» превращается в четвертную счетную долю размера 34, не должны вызывать проблем.