Равномерные пульсации (метр), по которым мы ощущаем музыкальный темп называют долями. В статье «Зачем в нотах пишут тактовые черточки» говорилось о том, что сразу за тактовой чертой начинается «сильное время». Долю, находящуюся на сильном времени, называют сильной долей.
Промежуток между любыми двумя соседними тактовыми чертами называют тактом. Внутри такта может быть различное количество долей. В современной музыке чаще всего этих долей четыре. Здесь проявляется отличие от стихотворных размеров. Самые распространенные стихотворные размеры 2-х дольные (ямб, хорей) и 3-х дольные (дактиль, амфибрахий и анапест). Четырехдольных стихотворных размеров вообще нет. Но, отличие не столь сильно. На самом деле 4-х дольные размеры – просто два размера по две доли. Поэтому, этот размер относят к сложным размерам.
Все доли такта имеют нумерацию. Сильной долей является первая. Иногда музыканты для удобства считают доли, поддрабливая каждую из них пополам. Получается это следующим образом: «Раз и два и три и четыре и».
Как уже было сказано, 4-х дольные размеры – два размера по две доли. Поэтому третья доля, так же является относительно сильной. Четыре доли для стихов – нереально большое число долей, но в музыке бывает намного больше. Довольно распространены 6-ти дольные размеры, гораздо реже 5-ти и 7-ми дольные. Бывают, даже 11-ти дольные. Когда композитор Н.А. Римский-Корсаков написал в таком размере гимн в опере «Снегурочка», друзья придумали шутливую фразу из 11 слогов: «Рим-ский – Кор-са-ков сов-сем с у-ма со-шел».
Все же, следующими по распространенности идут не сложные, а 2-х и 3-х дольные размеры, которые называют простыми. В них только одна сильная доля – первая. Хотя и встречается 3-х дольная музыка, в которой есть различия в значении 2 и 3 доли. Бывает, что 2-я доля действительно вторая по важности, а 3-я – третья, а бывает и наоборот.