Музыкальный темп в сравнении с физиологическими процессами

Музыкальный темп лучше изучать в сравнении с физиологическими процессами. Он тесно связан с ударами сердца, шагами и количеством произносимых в минуту слов.

При таком сильном сходстве музыкальных и речевых структур, может показаться, что и количество слов в минуту, произносимое людьми при общении, определяющее темп их речи, должно по числовым значениям соответствовать музыкальным темпам. Но, русские произносят за минуту раза в 2 меньше слов, чем англичане. Разве английские песни в 2 раза быстрее русских?
Темп музыки – явление не такое однозначное. Музыка разностороння: она может передавать и темп коммуникации (а количество произносимых слов зависит от языка, эмоционального накала, ситуации), и темп движения, и внутреннее состояние. И тут, кроме темпа речи, появляются еще две очень важные для человека пульсации: темп шагов, который определяет движение человека по реальному миру, и темп ударов сердца, который человек может услышать, отключаясь от мира внешнего, прислушиваясь к себе. Поэтому, темп музыки не привязан к одному эталону. Представления о темпе менялись от эпохи к эпохе. Написано множество исследований о том, какими были темпы во времена старинных композиторов, о том, как эти темпы менялись. Действительно, если просто послушать записи одного и того же произведения, сделанные в разные годы, то можно обнаружить огромные темповые различия.
Так есть ли хоть какой-то ориентир для музыкального темпа?
Частота пульсации ударных слогов составляет от 60 в медленной русской речи до 150 в быстрой английской.
Частота шагов при ходьбе от тех же 60 при прогулочном шаге до 120 при строевом (но, и при более высоком темпе ходьбы, человек не сразу переходит в бег)
Частота пульса в норме составляет от 60 (иногда указывается от 50) у взрослых мужчин до 140 у новорожденных.

То есть, передает ли музыка темп коммуникации, темп движения или темп сердцебиения, нижний порог нормы всегда находится около 60 пульсаций в минуту. Поэтому, при пульсациях с периодом продолжительнее секунды, музыкальные темпы воспринимаются как медленные, при пульсациях от 60 до 120 ударов в минуту – как умеренные, выше – как быстрые.

Запись опубликована в рубрике Музыкальная форма, Психология с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *