Вспомним основные виды стихотворных размеров:
Брахиколон — стихотворный размер, в котором все слова состоят из одного слога. Поэтому каждый слог – ударный. Брахиколон относят к односложным размерам.
Из двусложных обычно называют ямб и хорей – размеры, которые не так жестко управляют текстом. В ямбе ударными являются четные слоги, а в хорее – нечетные. Вероятно, в тексте посвященном музыке нет смысла усложнять описание перечислением прочих размеров и деталей. Стоит отметить только, что ямб и хорей хотя и называют двухсложными размерами, но ударный слог в них имеется не в каждой паре (бывают же длинные слова, а ударный слог в них все равно один).
Трехсложными – обычно называют такие размеры как: дактиль – с первыми в строфе ударными слогами, амфибрахий – со вторыми и анапест – с третьими.
Читая стихи мы достаточно легко чувствуем пульсацию ударных и безударных слогов. Это происходит из-за того, что знаем, какой слог в каком слове ударный, а какой безударный, но в написанной нотами музыке (и особенно музыке без слов) это было бы далеко не всегда понятно. Поэтому в нотах, как правило, ставят тактовые черточки, которые поясняют, что звуки, написанные после них, находятся на сильном времени. Важно помнить, что как в стихах, не каждый второй слог ямба, так и в музыке, не каждый звук после тактовой черты требует очевидного акцента. Сильные доли, как правило, служат для удобства восприятия, а не являются самоцелью.
Основная масса современных нот содержит тактовые черты, но бывают и произведения без них. Произведения православной духовной музыки – своеобразная проза в музыке. В ней совсем нет размера. Другой крайностью является танцевальная музыка. В ней тактовые черточки и, соответственно, размер есть всегда. Более того, он не изменяется.