Прозрачность звучания – навязчивая идея современной звукорежиссуры. Борьба с частотными конфликтами ведется, невзирая на потери. Протокол субъективной оценки качества фонограмм OIRT так же включает оценку прозрачности фонограммы одним из критериев.
Наверно нет другой такой области, за исключением борьбы за громкость, где достижение успеха было бы столь простым. Речь в первую очередь идет о компьютерной музыке, где искажения тембра проходят незаметно. Никто не знает, как должны звучать синтетические инструменты, поэтому их тембр можно изменять до бесконечности.
Ради последовательности изложения все же стоит вернуться к истокам проблемы.
Представьте себе, что на фотографии не видно одного из Ваших друзей. Не видно, потому что его лицо закрыл собой кто-то другой. Хорошо, если никто не разошелся и можно попросить стать для фотографии в похожие, но менее закрывающие лица позы. Вряд ли мы будем выстраивать людей так, чтобы их фигуры совсем не перекрывали друг друга. Обычно нам достаточно лиц.
То же самое происходит и со звуком. Звуки маскируют друг друга, если одни и те же частоты одновременно находятся в одном и том же месте. Но у людей есть лица, а у звуков есть форманты (зоны частот, которые характерны именно для данного тембра). Как человека легче всего узнать по лицу, так и тембр по форманте. Поэтому, если форманты не перекрываются другими звуками, то тембр легко будет угадать.
Кто же должен заботиться о том, чтобы маскировки не возникало там, где она искажает образ? Конечно же, тот, кто просит фотографирующихся стать в определенные места для снимка (в музыке это композитор или аранжировщик). В какой-то степени и модели могут попытаться выглянуть из-за заслоняющей их лицо фигуры. И, наоборот, отклониться в сторону, чтобы не закрывать чье-то лицо. В музыке этими людьми оказываются музыканты. Но они уже в меньшей степени могут повлиять на логичность композиции.
Распространение многоканальной записи привело к тому, что стало возможным исправлять композиционные ошибки уже после записи. Это можно сравнить с тем, что для группового снимка каждого фотографируют отдельно, а потом складывают в коллаж.
Каковы же пути создания прозрачной фонограммы при сведении? Самым безболезненным будет разнесение маскирующих друг друга звуков по панораме. Но стремление к моно совместимости фонограммы часто заставляет отказаться от этого метода. Остаются два способа:
- уменьшение (подрезка) уровня маскирующих частот в том звуке, который меньше от этого пострадает;
- sidechain компрессия – уменьшение уровня громкости маскирующего сигнала в момент появления маскируемого.
Для синтетических тембров это выглядит забавно. Наши «персонажи» как прозрачные начинают просвечиваться насквозь, или как поролоновые принимают причудливую форму. Это уже черты стиля (но начинающие слишком назойливо повторяться). Гораздо хуже, когда подобное делают с живыми инструментами.
Вы хотите иметь фотографию друзей, на которой их фигуры просвечиваются в тех местах, где рука закрывает чье-то лицо, а спине придана причудливая форма, чтобы она не маскировала голову?
Может быть, один раз ради шутки.