Время реверберации

Реверберацией называется процесс отражений звука в помещении, при котором звуковое давление постепенно падает за счет поглощения звука отражающими поверхностями и воздухом.

Временем реверберации принято считать такой отрезок времени, за который звуковое давление падает в 1000 раз (на 60 Дб). Это соответствует снижению мощности в 1 000 000 раз.

Время реверберации можно посчитать по приблизительной формуле:

Время реверберации

Время реверберации

, где Т – время реверберации (сек.), V – объем помещения (м3), a — коэффициент звукопоглощения, S – площадь поверхностей (м2).

Соотношение объема и площади

Соотношение объема и площади

Как видно из формулы, время реверберации прямо пропорционально объему помещения и обратно пропорционально площади стен, потолка и пола. Так как с увеличением размеров объем растет быстрее, чем площадь (для примера на графике даны кривые объема и площади куба), время реверберации возрастает с ростом размеров помещения. Но самое большое влияние на время реверберации оказывает коэффициент поглощения звука материалом, из которого сделаны стены.

Практически у всех материалов коэффициент поглощения на низких частотах приближается к нулю, поэтому время реверберации на низких частотах растет.

Только специальные акустические плиты из каменной ваты дают большие коэффициенты поглощения на средних частотах.

Коэффициенты звукопоглощения материалов

Коэффициенты звукопоглощения материалов

На высоких частотах (выше 7000 Гц) звук интенсивно поглощается любыми материалами, даже самим воздухом. Вспомните низкие раскаты грома вдали. А на близком расстоянии его тембр звенит от высоких частот.

Оптимальное время реверберации в помещении для работы звукорежиссера составляет 0,2 секунды (в США, где жилые комнаты традиционно крупнее, обычно 0,3 секунды).

В речевых студиях звукозаписи – от 0,4 до 0,6 секунды. Это позволяет дикторам слышать достаточное количество реверберации, чтобы не напрягать голос (в «мертвой» акустике человек неосознанно пытается говорить громче). При этом время реверберации еще достаточно мало, чтобы в близко расположенных микрофонах суметь получить «сухой» сигнал, не доставляющий проблем при последующей обработке.

В лекционных аудиториях, где лектор говорит без микрофона, более удобно время от 0,5 до 0,8 секунды.

Маленькие концертные залы и залы для лекций и конференций имеют время реверберации 0,8 – 1,2 секунды. Увеличение времени реверберации на величину более секунды удобно для лекторов, работающих на большое количество публики, но речевая разборчивость при этом уже не так хороша.

В концертных залах, где небольшим числом музыкантов исполняется инструментальная акустическая музыка без звукоусиления, небольших театров, оптимальное время реверберации составляет от 1,3 до 1,6 секунды. В крупных оперных театрах эта величина может возрастать до 2 секунд.

Залы для исполнения и записи масштабных симфонических произведений эпохи романтизма, хоровой музыки достигает 2 – 2,2 секунды.

Для исполнения органной музыки время реверберации должно составлять не менее 1,9 секунды. Медленные органные произведения могут хорошо звучать при времени реверберации даже 5 секунд.

Прослушайте акустику вашей комнаты при помощи импульсов (в импульсе присутствует полный спектр частот с равной интенсивностью):

А теперь послушайте как этот импульс звучит в знаменитых залах и студиях (старайтесь при прослушивании вносить поправку на звучание вашей комнаты и акустических систем):

Время реверберации очень важный, но далеко не единственный параметр реверберации.

Запись опубликована в рубрике Звукорежиссура с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *