Протокол OIRT. Стереофоничность.

Стереофоничность звучания – пятый пункт протокола субъективной оценки качества OIRT.

Детализация определения пространственной дислокации источника звука в горизонтальной плоскости достигает одного градуса. Мы можем различать панорамирование благодаря различиям в звуке, попадающем в правое и левое ухо. Звуки находящиеся точно в центре панорамы приходят в уши, проходя равное расстояние и огибая одинаковые препятствия. Их интенсивность, время прибытия и тембр одинаковы. Звуки, которые находятся в стороне от центра панорамы, по-разному затеняются головой и проходят различный путь. Учитывая, что звуки низкой частоты намного лучше огибают препятствия, чем высокие, у звуков огибающих голову человека уменьшается интенсивность, причем, уменьшается на разной частоте по-разному. То есть у звука меняется не только интенсивность, но и тембр. Поэтому, смещение источника звука по панораме осуществляется при помощи трех средств:

  • различия в громкости между каналами,
  • сдвига сигнала между каналами во времени,
  • различий сигнала между каналами по тембру.

Задержка времени, смещающая звук в крайнее положение противоположного канала по панораме, составляет всего 1,2 – 1,5 мСек. Аналогичное смещение возникает и при увеличении громкости этого канала на величину более 12 дБ. Максимальная реалистичность панорамирования должна возникать при соответствии этих величин друг другу.

Но при субъективной оценке качества панорамирования учитывается в первую очередь не реалистичность пространственного положения источника, обусловленная соответствием времени задержки изменениям в интенсивности спектральных составляющих сигнала. Как ни удивительно, но слух достаточно легко подстраивается под противоречия между этими составляющими панорамирования. В первую очередь оценивается сама идея расположения звуковых объектов по панораме.

В записях акустических инструментов эта картина должна соответствовать реалистичному расположению музыкантов на сцене. При этом не только должны быть панорамированы сами объекты, но и (особенно это актуально для крупногабаритных источников звука) их объем. Часто превращение образов источников звука в точечные объекты плохо сказывается на впечатлении, создаваемом панорамированием.

Существуют традиции рассадки музыкантов, и существует реальная их рассадка в момент записи. При записи общими микрофонами итоговое панорамирование будет опираться на реальную рассадку музыкантов в момент записи. При многоканальной записи без общих микрофонов возможно и иное решение панорамирования, опирающееся на традиции. Панорамирование должно учитывать не только прямые сигналы от источников звука, но и их отражения от стен помещения.

При ориентации на естественную рассадку музыкантов редко встает вопрос о ее естественности и равномерности, если только какие-либо проблемы не вынудили музыкантов сесть в неудобном и нелогичном порядке. Единственными проблемными моментами здесь могут оказаться только:

  • выбор самого центра панорамы, чтобы фонограмма не казалась смещенной в сторону;
  • выбор ширины панорамирования, чтобы масштаб звукового образа соответствовал звуковому плану.

В оценку панорамирования входит и такой параметр как моно совместимость. Этот параметр будет рассмотрен в следующей статье, которая будет посвящена той значительной части фонограмм, качество панорамирования которых не может быть рассмотрено в рамках реалистичной концепции.

Запись опубликована в рубрике Звукорежиссура с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *