Протокол OIRT. Динамический диапазон.

Динамический диапазон – понятие объективное. Он представляет собой соотношение между самым тихим и громким участком фонограммы. Но в протоколе оценки субъективного качества фонограмм OIRT этот критерий не может быть оценен по анализатору.

Динамический диапазон акустических инструментов различен. Чем больше инструментов, чем разнообразнее состав используется в произведении, тем шире динамический диапазон.

Под динамическим диапазоном понимается именно разница между тихим и громким участком фонограммы, а не собственно уровень громкости.

Динамический диапазон струнных составляет 30-35 дБ;

Динамический диапазон духовых – 35-45 дБ;

Динамический диапазон ударных – до 80 дБ;

Общий динамический диапазон симфонического оркестра может превышать 80 дБ.

Динамический диапазон электронной и рок-музыки очень узок, хотя средний уровень громкости высок.

Традиции исполнения академической музыки предполагают, что слушатель совершает определенную работу при восприятии. То есть его внимание является произвольным. Слушатель, ориентированный на восприятие академических жанров своей целью ставит самосовершенствование, внутреннюю работу над собой. Его внимание концентрируется внутренними потребностями. Такой слушатель заинтересован в получении звуковой информации, поэтому старается соблюдать тишину.

Танцевальные стили электронной музыки и рок-музыка ориентированы на слушателя, который предпочитает пассивное восприятие. Целью его восприятия является желание отключить сознание, дать ему отдых от необходимости принимать решения. Такой слушатель хочет, чтобы музыка за него управляла его вниманием, заряжала его драйвом. При восприятии подобной музыки не принято соблюдать тишину, поэтому музыка с широким динамическим диапазоном не будет услышана. Такую музыку приходится исполнять очень громко, а чтобы не оглохнуть, сужать динамический диапазон. Война громкостей усиливается еще и тем фактором, что диапазон слышимых частот расширяется с увеличением громкости, что повышает субъективную оценку степени качества.

Узкий динамический диапазон граммофонной пластинки установил очень узкий динамический диапазон и для академических жанров. Современная цифровая запись могла бы передавать звучание симфонического оркестра без сжатия динамического диапазона при редактировании, но этот диапазон ограничен снизу довольно высоким уровнем шумов при прослушивании музыки вне концертного зала, а сверху – максимальным звуковым давлением, которое может развивать акустическая система слушателя (которая далеко не всегда является мощной). Поэтому динамический диапазон любой фонограммы, как правило, не превышает 40 дБ.

Новые правила радиовещания в Европе подразумевают введение единицы громкости «Loudness Unit» и требование соблюдения нормативов громкости программы, диапазона громкости и максимального мгновенного уровня.

По рекомендациям известного звукорежиссера Боба Каца средний среднеквадратичный уровень сигнала в различных жанрах должен быть:

Рок, хард-рок, метал и панк – до -10 дБ/RMS
Техно, транс, хард-электро – до -10 дБ/RMS
Поп, R’n’B, хип-хоп, радиовещание – до -12 дБ/RMS
Этническая музыка, чиллаут, лаундж – до -14 дБ/RMS
Джаз – до -16 дБ/RMS
Академические жанры – до -18 дБ/RMS

При этом определять среднюю громкость лучше не по всей фонограмме, а по наиболее громкому ее эпизоду.

Величина динамического диапазона не является абсолютным показателем качества фонограммы даже с учетом ее стиля. Логика динамического плана оказывается гораздо важнее цифр. Никакие автоматические методы преобразования не смогут обеспечить хорошее качество, так как будут опираться не на композицию, а простое уменьшение динамического диапазона, пусть даже и с учетом общих тенденций стиля.

Запись опубликована в рубрике Звукорежиссура с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *