Другие виды переложений

В предыдущей статье шла речь о таком пункте протокола субъективной оценки качества фонограмм, как аранжировка. Кроме аранжировки существует целый ряд других разновидностей переложений.

Переложение, имеющее целью сделать произведение разнообразнее по тембрам за счет использования многообразия инструментов, называют инструментовкой или оркестровкой. Между этими словами часто имеется некоторое смысловое различие.

Инструментовка – искусство выбора инструментов, которые в наибольшей степени отвечают музыкальным идеям композитора; искусство распределения голосов музыкальной фактуры между участниками ансамбля. То есть, инструментовка предполагает главной целью наилучший показ идей автора.

Оркестровка – искусство распределения материала музыкальной композиции между инструментами с целью наиболее выигрышного использования каждого инструмента. То есть, оркестровка главной целью ставит наилучший показ исполнителей (оркестра, инструментов).

Пародия – сатирическое, гротескное подчеркивание недостатков или стереотипов (банальностей) в переложении. Собственно говоря, это уже не переложение, а анти — произведение.

Уже аранжированное произведение может быть заново переосмыслено другим автором. Собственно говоря, здесь важен даже не момент повторности этого переложения (может же автор сразу писать партитуру, а не делать аранжировку), сколько смена авторства и прочтения.

Повторные переложения:

Ремейк (от английского remake — буквально «переделка») – произведение любого вида искусств по мотивам старой версии, любая новая версия (кроме цитат и пародий) произведения, подразумевающая наличие определенной традиции исполнения, которая наполняется новым актуальным содержанием.

Разновидности ремейка (римейка):

  • Ремикс – музыкальный ремейк, повторная аранжировка произведения. В России, чаще используется в значении новой компьютерной версии композиции. В статье википедии посвященной ремиксу, напротив «ремейк» назван частным случаем «ремикса». Это довольно странно, так как под ремейком подразумеваются переделки любого вида искусства, в то время, как ремиксом называют только то, что относится к музыке.
  • Кавер (от английского cover — «покрывать») — авторская музыкальная композиция (часто известная) в исполнении другого музыканта или коллектива. Исполнение кавер-версии может содержать элементы оригинальной музыкальной композиции, на которую накладываются элементы новой музыкальной аранжировки.
  • Трибьют-проекты в отличие от кавер-проектов построены на максимальном «вживании» в образ оригинала. Это приближает значение слова, являющегося современным заимствованием к аналогичному понятию академической музыки «аутентичное исполнение». С той лишь разницей, что «аутентичное исполнение» предполагает возрождение забытого, а трибьют версия напротив, оживление того, что у всех в памяти.
  • Микс — несколько треков, выстроенных в непрерывную последовательность (или наложение нескольких элементов одновременно). Микс не предполагает живого исполнения. Это больше технологический прием в работе DJ.

Протокол OIRT созданный полвека назад не предполагал такого изобилия «переложений». Тем не менее, все эти разновидности вполне могут быть оценены как разновидности аранжировки.

Запись опубликована в рубрике Звукорежиссура с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *