Концепции звукового решения и протокол OIRT

OIRT прекратила свое существование, став составной частью EBU. Протокол используется в вузах готовящих звукорежиссеров и тех сферах работы со звуком, которые должны иметь какую-то оценку качества фонограмм. Реально же в оригинальном виде он применим только к акустическим записям.

Кроме реалистичной концепции сведения фонограммы существуют и противоположная ей виртуальная. Для последней отсутствует единый протокол оценки качества. При оценке любой фонограммы можно измерить объективные параметры, которые можно выразить в цифрах (частотный диапазон, динамический диапазон и т. п.), но кроме технических параметров требуется использование и художественных. Различные звукорежиссеры используют в своей практике собственные принципы оценки качества. В книге Боба Овсински «Руководство по сведению» (MixingEngineer’s) указывается 6 параметров:

  • Баланс
  • Частотный диапазон
  • Панорама
  • Измерение, пространство
  • Динамика
  • Интерес, уникальность

Протокол достаточно универсален и, как сразу заметно, больше направлен на технические параметры.

В книге Роя Изаки «Сведение аудио» (MixingAudio) «протокол» имеет более художественный уклон:

  • Настроение
  • Баланс (частотный, стереофонический, музыкальный)
  • Ясность и разборчивость
  • Интерес увлекательность

Это более художественный вариант, но менее подробный.

Если относиться к фонограмме как к информации, то можно вывести более общие требования, которым должна была бы удовлетворять любая фонограмма. Информация отличается от данных тем, что существует некий человеческий интерес. Данные не становятся информацией до тех пор, пока их не обрабатывает либо человеческое восприятие, либо некое устройство по заданному человеком алгоритму. Поэтому, с точки зрения информационного подхода фонограмма не станет информацией, если не предполагается коммуникация со слушателем.

Можно ли оценивать качество фонограммы, не предполагая, кто, как и для чего ее будет слушать? Ответ кажется очевидным, однако в книгах Овсински и Изаки пункт «интерес» выглядит как неожиданная добавка к критериям. Протокол OIRT вообще, кажется, не предусматривает, что фонограмму могут слушать реальные люди, а не эксперты, определяющие ее качество.

Коммуникативная функция

Фонограмма представляет собой коммуникативный акт со слушателем, поэтому важнейшей ее функцией, является коммуникативная функция. Фонограмма должна удерживать внимание и помогать осуществлять передачу музыкального образа.

Информационная функция

Фонограмма в каждый момент времени передает некие представления о звуковых пространствах, объектах и их свойствах. Эти представления складываются в последовательно разворачивающийся сценарий. Для музыки считается не характерным передача конкретных представлений, тем не менее, информация, которую она несет, огромна. Информационная функция фонограммы как раз и лежала в основе оценки качества фонограммы по протоколу OIRT.

Эмоционально-психологическая функция

Музыка не представляет собой простую последовательность «кадров» объединенных лишь логикой сценария. Главное воздействие, производимое музыкой, – воздействие эмоциональное. Именно эмоции моделируют отношение к ценностям, создают ожидания у слушателя.

Таким образом, было бы логично создать новый протокол оценки качества фонограмм опирающийся на ее информационную сущность и проявляющуюся в создающих коммуникацию эмоциях. О попытке создания подобного протокола и пойдет речь в следующей статье.

Запись опубликована в рубрике Звукорежиссура с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *