Хороший музыкант знает, что музыка отлично будет звучать только тогда, когда он очень хорошо представляет себе ее до того, как возьмет первую ноту. Особенно это становится важным, когда музыкантов много, а произведение исполняется впервые. Непрофессионал будет удивлен, если узнает, что порой не хватает репетиционного времени сыграть на репетициях все, что звучит на концерте. Дирижер начинает работу с тех фрагментов, которые наиболее трудны и, по его мнению, могут занять много репетиционного времени. Иногда задерживается самолет с солистом, иногда по каким-то причинам произведения приходится менять в день концерта, а иногда и просто что-то съедает так много времени, что нет возможности на более простые эпизоды выделить хотя бы минуту.
Как же музыканты должны узнать, когда, в каком настроении, с какой громкостью им играть? Ведь в нотах так мало написано. Наверняка, люди мало знакомые с нотной грамотой не разделят подобную точку зрения, но в нотах, действительно, многое невозможно написать. А композиторы, порой, не пишут даже и того, что могли бы. Кто-то из желания, чтобы музыканты сами подобрали характер музыки, ведь на него влияет даже настроение публики. Кто-то от того же дефицита времени. А кто-то вообще не думал, что кроме него самого кто-то эту музыку будет исполнять. Бывают и просто незаконченные произведения.
Но, кто, ответит музыкантам на все эти вопросы? Они получат ответ за 1 – 2 секунды до начала вступления их партии от дирижера. Разумеется, он не должен говорить вслух (если бы так и было всегда, если бы не приходилось дирижерам, порой, кричать на всю сцену номер такта, когда чья-то ошибка заставляет весь оркестр или хор потерять представления о том, какое место произведения сейчас следует играть), этот ответ дирижер дает в своем жесте. Этот жест, отвечающий на вопросы: когда и как играть, называется ауфтактом.
Ауфтакт
- Руки в исходном положении: на ширине плеч, ладони вниз. Это положение для начинающих. Оно нейтрально по характеру. Если Вы посмотрите записи великих дирижеров, то обнаружите самые невероятные исходные положения.
- Замах, величина которого, соответствует громкости, с которой должны вступить музыканты. Чем громче, тем больше замах.
- Переход на схему, соответствующую размеру произведения. Под размером, здесь понимается не длинна произведения, а количество долей в такте.