История возникновения музыкального размера

Как уже отмечалось, самым распространенным в настоящее время музыкальным размером является четырехдольный размер. Так же, говорилось о том, что тактовая черта пишется для того, чтобы обозначить сильную долю. На картинке изображены три тактовые черты:

Такты

Такты

Промежуток между тактовыми чертами называется тактом. Тот звук, который будет написан сразу за тактовой чертой, в самом начале такта, будет располагаться на сильном времени, как ударный слог в стихотворном размере. Количество долей между двумя тактовыми чертами тоже называют размером.

Много веков назад музыканты почувствовали разницу между сочетанием длительностей 2:1 и 3:1. Когда длинная нота в два раза длиннее короткой, музыка казалась звучащей слишком по-человечески, слишком примитивно, как при ходьбе (левой, левой). То ли дело, когда длинный звук тянулся как три коротких. Такая музыка казалась нерукотворной, совершенной. Поэтому, двухдольное соотношение назвали «имперфектным» (несовершенным), а трехдольное – «перфектным». В старину размеров не было, но из-за непостоянного соотношения длительностей стали указывать:

  • «Темпус» – отношение бревиса (сейчас уже редко встречающейся длительности равной двум современным целым нотам) к семибревису (сейчас эта длительность называется целой). Совершенный или перфектный темпус равнялся трем семибревисам, несовершенный или имперфектный – двум (как в современной нотации).
  • «Пролацию» – отношение семибревиса (современной целой) к миниме (половинной). В малой пролации, семибревис равнялся двум минимам, в большой – трем.

Совершенный темпус обозначался кругом, а несовершенный – полукругом, пролация – наличием или отсутствием точки. Таким образом, во времена, когда еще не существовало музыкального размера, появились обозначения двухдольности и трехдольности:

Темпус и пролация

Темпус и пролация

Для удобства восприятия длительности в таблице даны в современной нотации.

Совершенный темпус и большая пролация постепенно исчезли из музыки уступив место соотношениям длительностей 2:1. Это не значит, что соотношения 3:1 совсем не используются, просто они теперь превратились из главного в особый случай – триоль, и обозначаются наравне с другими нестандартными соотношениями 5:1 (квинтоль), 6:1 (секстоль) и т.д. при помощи цифры, выставляемой над теми группами нот, которые следует таким образом трактовать.

Соотношения длительностей стали одинаковыми (2:1), отпала необходимость в обозначениях темпуса и пролации. На смены им появился размер. Если бревис мог равняться 2 или 3 семибревисам, то современный размер может принимать любое значение, которое хочет задать композитор. Его теперь записывают в начале произведения, или при смене размера. Он представляет собой своеобразную дробь. Числитель этой дроби означает количество долей в такте, а знаменатель продолжительность самой доли. Поскольку доля чаще всего в простых произведениях равна четверти, то и самыми распространенными размерами будут:

Наиболее распространенные музыкальные размеры

Наиболее распространенные музыкальные размеры

Таким образом, в приведенном примере показаны размеры «четыре четверти», «три четверти» и «две четверти», что означает соответственно четырех-, трех- и двухдольные размеры. Обычно принято называть именно «двухдольными» или «двух дольными», а не «двудольными» (как класс растений) размерами. При этом, простыми считаются 2-х и 3-х дольные размеры, самые похожие на соотношения длительностей старинной мензуральной нотации. 4-х дольный размер считают сложным, как бы состоящим из двух 2-х дольных размеров.

Наверно кого-то удивило, но на целый такт пишется именно целая пауза. Не имеет значения, какова реальная продолжительность такта. При любом размере пауза длинной на весь такт обозначается целой паузой. Следует сразу отметить, что писать целую ноту в такте, который короче ее, нельзя.

А что же произошло с обозначениями темпуса и пролации? Они стали не нужны? Совершенный круг действительно исчез, но несовершенный остался, хотя об этом редко знают даже профессиональные музыканты, каждый день видящие его в нотах:

Размер четыре четверти

Размер четыре четверти

Он теперь превратился в стилизованную букву «С» и обозначает самый распространенный размер «четыре четверти», как отголосок имперфектного темпуса и малой пролации. Хотя, было бы логично использовать его вместо размера «две первых», но уж очень редко используется такой размер. Обычно, когда хотят изобразить звучание многовековой давности.

Запись опубликована в рубрике Элементарная теория музыки с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *