Протокол OIRT. Тембр.

Тембр – явление восприятия сложного по спектру звука как его окраски. Восприятие тембра во многом субъективно. Некоторые звуки (сложные по спектру) воспринимаются как один звук. В этом случае речь идет о тембре звука. Некоторые звуки воспринимаются как интервал или созвучие. В этом случае речь идет об окраске интервала или аккорда. Некоторые звуки воспринимаются как последовательность звуков и созвучий. В этом случае можно говорить уже об окраске лада. Кроме того, как тембр воспринимается и сама степень слияния или расщепления звуков в восприятии.

Вероятно, не существует ни одного прилагательного, которое бы описывало ощущение недостижимое в тембральной окраске. Конечно, есть специфично звуковые качества (например, «звонкий» – «глухой»), но в большинстве случаев эти ощущения являются синестезиями зрительных и тактильных ощущений. Есть тембры светлые и темные, холодные и теплые, гладкие и шероховатые, быстрые и медлительные, есть тембры, достаточно стабильно воспринимаемые людьми, как определенные цвета и многое другое.

В основе восприятия тембра лежит частотный спектр. Поскольку любой звуковой сигнал независимо от его продолжительности может быть представлен как сумма частот, то было бы логично при изучении тембра частотным спектром и ограничиться. Но человеческое восприятие таково, что ощущаются не постоянный набор спектральных составляющих, а различные звуки с различной тембральной окраской в различное время.

Это происходит по той причине, что интенсивность звука воспринимается как самостоятельное его свойство. Это превращает звуки в своеобразные маленькие сценарии изменений тембральной окраски.

Самым заметным качеством тембра является его светлота (звонкость). Светлота определяется отношением количества высоких частот в спектре к количеству низких. По этой причине более высокие ноты имеют, более светлую окраску, даже если они исполняются на том же самом инструменте. Обертоны (если они действительно воспринимаются как окраска тона, а не отдельные звуки) изменяют соотношение частот, не меняя высоты звука. Отдельные зоны спектра создают различные ощущения в первую очередь благодаря резонансам, имеющимся в гласных звуках. Даже в звуках не похожих на человеческий голос, невольно хочется отыскать нечто знакомое – речевые форманты (частотные зоны характерные для того или иного тембра).

В созвучиях кроме обертонов под влиянием нелинейных искажений, всегда имеющих место при восприятии звука, возникают новые частоты, которые могут быть и ниже реальных. Их отсутствие в спектре сигнала на анализаторах не мешает им создавать тембровые ощущения.

Отдельной составляющей тембра становится огибающая звука. Огибающая формируется как реальными или виртуальными процессами звукообразования, так и биениями, возникающими между частотами. Частота биений равна разностной частоте. Если частота биений высока, то звук кажется гладким. Если частота приближается к нижней границе воспринимаемого спектра, то образы звуков начинают расщепляться. Звук кажется шероховатым, грязным или напряженным. Еще более низкие частоты биений воспринимаются как вибрато, которое может становиться частью метроритма.

Особой сферой является традиционное использование тембров. Еще в шекспировском театре различные инструменты применялись в сценах различного содержания. Как и во многих других сферах, процесс отбора тембров и использования традиционных – един. Конечно, тембры приобретают некое символическое значение из-за того, что начинают стабильно использоваться в определенных ситуациях, но в этих ситуациях они используются тоже не случайно, а из-за каких-то чаще тембральных свойств.

В процессе записи и сведения по различным причинам (расположение и характеристики микрофонов, эквализация с целью снизить призвуки помещения или частотные конфликты и т.п.) происходит изменение тембра. Протокол субъективной оценки качества OIRT требует естественных, красивых, отвечающих концепции произведения тембров. Как уже отмечалось в других статьях, данный протокол не подходит для оценки композиций состоящих из синтетических тембров, но если используются реалистичные звуки, то в известной степени протокол OIRT может быть полезен и в этой сфере творчества.

Запись опубликована в рубрике Звукорежиссура с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *