Протокол OIRT. Пространственное впечатление.

Протокол OIRT

Протокол OIRT

Пространственное впечатление – первый критерий протокола субъективной оценки качества фонограмм (протокола OIRT). Включает в себя оценку передачи объема, естественности, реверберации, планов, учета традиций и отсутствия многопространственности.

Для гармоничного звучания акустических инструментов объем помещения должен составлять 25 – 35 м3 на одного музыканта. Более тихие и мягкие по тембру инструменты требуют меньшего объема, более громкие (медные духовые, ударные) – большего. Если ощущаемый слушателем объем помещения слишком мал, то это ухудшает пространственное впечатление. Кажется, что музыкантам слишком тесно. Наоборот, если один или несколько инструментов оказываются звучащими в большом помещении, то создается образ заброшенности музыкантов среди огромного пространства.

Образ пространства должен отличаться естественностью. Естественность передачи образа помещения объясняется грамотным выбором и установкой микрофонной стерео системы в качестве общих микрофонов для записи. Даже при записи одними общими микрофонами могут возникнуть значительные искажения звукового образа помещения. При записи на близко расположенные микрофоны получается «сухой» сигнал. Кроме того, что сам источник звука неестественно приближен к слушателю (обладает не характерными для более далекого расстояния призвуками, тембром), сигнал, полученный в результате такой записи, практически лишен отражений. Попытка компенсировать отсутствие отражений искусственно может привести как к созданию неестественного образа помещения, так и к конфликту между присутствующими в звуке отражениями и добавленными искусственно.

Реверберация – процесс постепенно уменьшающихся по интенсивности звуковых отражений. Оптимальное значение времени реверберации зависит от многих факторов, и составляет от 0,2 до 5 секунд. Реверберации будет посвящена отдельная статья.

Под понятием звуковой план подразумевается расстояние от слушателя до звуковых образов исполнителей. Под средним планом, обычно, понимается расстояние, при котором интенсивность прямого звука от источника равна интенсивности звука отраженного от стен. Для академических жанров музыки средний план, чаще всего, предпочтительнее для записи сольных исполнителей и небольших составов. Записи коллективов должны отличаться многоплановостью, но не распадаться на планы. Крупные инструменты не должны быть точечными источниками звука, но и рояль, у которого высокие ноты кажутся на несколько метров ближе низких, будет по звуковому плану восприниматься неестественно.

 

О традиции использования среднего плана в академических жанрах было сказано выше. Очевидно, что располагать образ оперного вокалиста, создающего уровень звукового давления выше болевого порога, абсурдно. Но не менее странно отодвигать звуковой план образа человека поющего шепотом под мягкие прикосновения пальцев к гитарным струнам. Традиции использования звуковых планов и акустики помещений, как правило, объясняются теми обстоятельствами, которые сопутствовали записям, ставшим эталонными.

Акустические дефекты записи могут быть следствием акустических дефектов помещений, где производилась запись. Проблема многопространственности чаще всего все же возникает из-за того, что в фонограмме присутствуют одновременно как реальное помещение, в котором производилась запись, так и виртуальное, созданное звукорежиссером.

Говоря о пространственном впечатлении, следует отметить, что в чистом виде протокол OIRT предназначен для реалистичной концепции звукозаписи, которая в свою очередь так же реализуется двумя подходами:

  • попытка достичь точного повторения звучания оригинала (которое в принципе не достижимо);
  • попытка достичь наиболее приятного для восприятия реалистичного образа звукового пространства (без претензии на достоверность).

Концепция реализма не является единственной в звукорежиссуре. Как минимум можно говорить о виртуальных концепциях, которые исходят из принципа свободной трактовки художественного пространства, создании фантастических источников звука, и гибридных, совмещающих в себе черты описанных взглядов.

Запись опубликована в рубрике Звукорежиссура с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *