Информационный протокол оценки фонограмм

В предыдущей статье рассматривались альтернативные протоколу OIRT методы оценки качества фонограмм. Поскольку любая фонограмма является информационным объектом, логично было бы начать ее анализ со свойств информации известных еще из школьного курса информатики:

  •  Актуальность информации – важность и своевременность для слушателя. Фонограмма в первую очередь должна иметь целевую аудиторию. Одному хочется столкнуться в музыке с величием личности автора и, почувствовав ничтожность обыденности, захотеть работать над собой, приблизиться к автору. Другому – чтобы музыка на заставляла думать, вызывала ощущения, давала возможность спрятаться в ней от реальности. Фонограмма не может быть хорошей, если она ни для кого не будет важна даже в будущем. Фонограмма не может быть хорошей, если она не своевременна. Сделать заново сведение старой песни в уходящем из моды стиле, не привнеся никаких новых средств выразительности, не значит сделать хорошую фонограмму, даже при отличном пространственном впечатлении, балансе и т. п.
  • Доступность – понятность, удобство восприятия. Фонограмма должна иметь ту пространственность, панорамирование, баланс, прозрачность и прочие свойства, которые делают ее восприятие удобным. Все композиторские, исполнительские и звукорежиссерские средства выразительности следует подчинить понятности и удобству восприятия того содержания о котором говорилось в пункте «актуальность». Фонограмма слишком прозрачна, если рельефность второстепенных деталей фактуры отвлекает от главного. Фонограмма слишком равномерно панорамирована, если содержание требует огромного звукового объекта с одной стороны панорамы и маленького – с другой. Пространств и звуковых планов в фонограмме так же должно быть столько, сколько нужно содержанию. Но вся система этих средств, кроме передачи содержания, должна максимально упрощать восприятие. Внимание должно вестись этими средствами к тем звуковым объектам, которые делают понятным содержание композиции.
  • Достоверность – необходимая точность и полнота (минимальность и достаточность). Достоверность передачи замысла автора включает в себя как точность пространственного впечатления в записи академической музыки, так и точность передачи пространственной концепции несущей особую идею. Не важно, реальное или виртуальное пространство передано в фонограмме. Важно, что звуковой мир фонограммы точно и полно передает все, что необходимо для восприятия музыкального содержания. При этом полнота информации подразумевает ее информационную достаточность, но не мешающую восприятию избыточность. Если для звукового образа требуется слитное звучание хора, то не стоит подчеркивать звучание каждого хориста, делая уникальным его голос. Если нужно сделать просто перекличку между голосами, то нет смысла кроме штрихов, динамики и прочих средств, несущих связанное с образом значение, создавать какие-либо дополнительные пространства, если это не имеет особого значения.
  • Адекватность – соответствие реальности, замыслу. Оценка адекватности в передаче пространственного впечатления, тембров и прочих параметров реалистичной фонограммы не вызывает затруднений. Сложнее понять, насколько адекватно передан замысел автора, особенно когда автор сам не осознает концепции своего произведения. Об этом остается судить только по целостности всего произведения, пытаться понять его концепцию. В подобной ситуации показателем адекватности является степень сохранения «правил игры» заданных звукорежиссером. Если в какой-то момент фонограммы изменяется пространственное впечатление, то это является выразительным средством. Логика музыкального повествования должна соответствующим образом измениться под действием этого фактора.
  • Репрезентативность – возможность обобщения. Чтобы понять произведение, его следует прослушать целиком. Для беспристрастного анализа это вероятно так, но слушателя вряд ли должно это интересовать. Ему хочется сразу понять, заинтересует ли его произведение. Поэтому, важно, чтобы начало фонограммы обладало достаточной репрезентативностью. Хотя, могут быть весьма важные причины позволяющие нарушить этот принцип.

Опора на принципиальный подход к фонограмме как к информационному объекту делает анализ предельно сложным. Но, вероятно, это единственный подход, который позволит выработать единый метод оценки для фонограмм любого рода.

 

Запись опубликована в рубрике Звукорежиссура с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *