Ауфтакт

Хороший музыкант знает, что музыка отлично будет звучать только тогда, когда он очень хорошо представляет себе ее до того, как возьмет первую ноту. Особенно это становится важным, когда музыкантов много, а произведение исполняется впервые. Непрофессионал будет удивлен, если узнает, что порой не хватает репетиционного времени сыграть на репетициях все, что звучит на концерте. Дирижер начинает работу с тех фрагментов, которые наиболее трудны и, по его мнению, могут занять много репетиционного времени. Иногда задерживается самолет с солистом, иногда по каким-то причинам произведения приходится менять в день концерта, а иногда и просто что-то съедает так много времени, что нет возможности на более простые эпизоды выделить хотя бы минуту.

Как же музыканты должны узнать, когда, в каком настроении, с какой громкостью им играть? Ведь в нотах так мало написано. Наверняка, люди мало знакомые с нотной грамотой не разделят подобную точку зрения, но в нотах, действительно, многое невозможно написать. А композиторы, порой, не пишут даже и того, что могли бы. Кто-то из желания, чтобы музыканты сами подобрали характер музыки, ведь на него влияет даже настроение публики. Кто-то от того же дефицита времени. А кто-то вообще не думал, что кроме него самого кто-то эту музыку будет исполнять. Бывают и просто незаконченные произведения.

Но, кто, ответит музыкантам на все эти вопросы? Они получат ответ за 1 – 2 секунды до начала вступления их партии от дирижера. Разумеется, он не должен говорить вслух (если бы так и было всегда, если бы не приходилось дирижерам, порой, кричать на всю сцену номер такта, когда чья-то ошибка заставляет весь оркестр или хор потерять представления о том, какое место произведения сейчас следует играть), этот ответ дирижер дает в своем жесте. Этот жест, отвечающий на вопросы: когда и как играть, называется ауфтактом.

Ауфтакт

  1. Руки в исходном положении: на ширине плеч, ладони вниз. Это положение для начинающих. Оно нейтрально по характеру. Если Вы посмотрите записи великих дирижеров, то обнаружите самые невероятные исходные положения.
  2. Замах, величина которого, соответствует громкости, с которой должны вступить музыканты. Чем громче, тем больше замах.
  3. Переход на схему, соответствующую размеру произведения. Под размером, здесь понимается не длинна произведения, а количество долей в такте.
Запись опубликована в рубрике Дирижирование с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *