Современное звуковое оборудование не существовало бы, если бы не человек невероятной трудоспособности и изобретательности – Томас Эдисон.
«Если есть что-нибудь после смерти, это хорошо. Если нет, тоже хорошо. Я прожил жизнь и сделал лучшее, что мог…» Thomas Alva Edison
Томас Алва Эдисон. Американский изобретатель и предприниматель. Эдисон получил в США 1093 патента. С 1857 года начал работы по использованию электричества для передачи звука. Порошковый угольный микрофон 1877—1878 практически без изменений проработал до 1980. Мегафон 1878 г. Лампа накаливания с угольной нитью 1879. Кинетоскоп (индивидуальный кинематограф) 1891. В 1899 году разработал синхронизация звука. Среди этих изобретений было и то, которое впервые позволило не только сохранить, но и воспроизвести звук. Это был фонограф. Фонограф осуществлял запись на цилиндрическом барабане 1877 (запатентован в 1878). Посланный Льву Толстому Эдисоном фонограф сохранил до наших дней голос великого русского писателя. Но фонограф обладал двумя недостатками:
- Запись на валиках очень трудно копировать и тиражировать;
- Несколько десятков воспроизведений стирают запись.
Граммофон был лишен этих недостатков. В 1887 году Эмиль Берлинер запатентовал это устройство. Он вернулся к принципу записи разработанному Мартинвиллем, но использовал носитель в виде диска, с которого легко делать копии. Для воспроизведения использовалась копия записи на эбонитовом (каучуковом) диске.
Патефо́н — переносная версия граммофона. Был широко распространен в 40-60 г.г. XX в. В 1888г. была выпущена первая грампластинка. В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология прессования грампластинок из эбонита (позже шеллака) при помощи стальной печатной матрицы. Граммофонная пластинка 78 оборотов в минуту (материал шеллак) воспроизводила от 300 Гц до 3-4 кГц, при динамическом диапазоне около 20 дБ. Шеллак использовался для производства грампластинок в СССР вплоть до 1970 года.
В 1948 году была выпущена первая долгоиграющая пластинка из винила со скоростью вращения 33 и 1/3 оборота в минуту и узкими частыми дорожками. Фирма «Columbia». В 1949 году фирма RCA создала альтернативный стандарт грампластинки 175 мм с большим центральным отверстием и скоростью вращения 45 об/мин.
В 1956 г. на долгоиграющей пластинке удалось осуществить стереозапись с полосой частот 20 Гц – 20000 Гц и динамическим диапазоном 60 дБ, искажения не превышали 0,3%. Форматы выпускавшихся виниловых пластинок: гигант – 300 мм., гранд – 200 мм., миньон – 150 мм. Для улучшения соотношения сигнал – шум при записи использовалось частотная коррекция. Записанный звук получался с пониженным уровнем низких частот. При воспроизведении виниловых пластинок требуется коррекция: подъем на 20 Гц на 19,6 dB; частота 1000 Гц передается без изменений; на частоте 20000 Гц уровень должен быть опущен на 19,3 dB.
В 1970 г. была выпущена квадрофоническая пластинка с записью дополнительных каналов при помощи модуляции несущей частоты 30 кГц. Но система не получила поддержки у потребителей из-за высокой цены и попыток записывать звук заполняющий всю панораму. Как показали дальнейшие эксперименты, люди испытывают дискомфорт при окружении их источниками звука. Современные системы многоканальной записи строятся по иному принципу.
В 2005 году была низшая точка рынка виниловых пластинок. Но после этого вновь начался рост их продаж. Сказалось творчество DJ и распространенное мнение о превосходстве аналоговой записи над цифровой. Мнение несколько сомнительное, так как сигнал, записываемый на пластинку, является преобразованным в аналог цифровым.