Темперация

Темперация музыкального строя – необходимое зло, благодаря которому существует сегодняшняя музыка. Все ею пользуются, но никто не знает о том, чего мы лишились.

Двенадцатиступенная равномерная темперация – сокращение бесконечного мира звуковых частот, до 12 нот. Чистыми остались только октавы и примы. Все остальные интервалы специально настроены слегка фальшиво, исключительно ради удобства записи и исполнения. Есть возможность, как предлагал в свое время Меркатор, разделить октаву на 53 равные части и поставить фальшь на грань (а для многих и за грань) различимого. Но, очень неудобно играть на инструменте с 53 ладами или клавишами в октаве. То есть, равномерная темперация создана для того, чтобы последовательно взятые одна за другой 12 квинт, совпали с 7 октавами.

Если квинты чередовать с квартами, чтобы не подняться до очень высоких частот, то это может выглядеть следующим образом:

Пифагорова комма

Пифагорова комма

Вначале записи будет звучать одна нота ля малой октавы с частотой 220 Гц. Потом на ней будет построена квинта (настоящая натуральная квинта, а не ее темперированный вариант с биениями), от нового звука – следующий интервал, и так далее. Через 12 интервалов, когда закончатся все существующие звуки двенадцатиступенного хроматического звукоряда, круг замкнется. Последний интервал должен будет вернуться в ля. Но частота этого ля, будет не 220 Гц, а уже 223 Гц. Чтобы почувствовать разницу на слух, после этой ноты ля, прозвучит ля первоначальная (220 Гц).

Пифаговора комма:

Темперация расширила возможности музыкантов, свернув бесконечную вселенную тональностей в замкнутый круг. Вот уже около 300 лет музыканты имеют возможность совершать кругосветные путешествия по квинтовому кругу тональностей. Несмотря на всю мощь компьютерных технологий, вырваться музыкальной белке из этого колеса, удастся, видимо, нескоро.

В завершении этой небольшой статьи, хочется вспомнить про великий спор теоретиков питерской и московской школ, которым запугивают музыкантов со студенческой скамьи.

Посмотрим на следующую последовательность:

T-II(DD)2-D65-T

T-II(DD)2-D65-T

Чем является второй аккорд? II2 с повышенной IV ступенью, или DD2?

В студенческие времена в моем воображении рисовалась такая картина: съезжаются на симпозиум представители двух консерваторий и начинают друг другу доказывать, опираясь на какие-то теоремы, приводя какие-то аргументы.

Исполнители считают этот вопрос праздным. Какая разница, как назвать? Что это меняет? Сейчас мы проведем практический эксперимент. Ниже приведены два файла. Для большей верности, они выложены и для скачивания. Первый вариант – это последовательность со II2, а второй с DD. В равномерно темперированном строе спор не имеет значения, но в чисто выстроенных интервалах, нота ре – чистая квинта от ля, которая на малую терцию ниже I ступени. А если это DD, то ре – чистая кварта от соль, расположенной на чистую кварту, ниже I ступени. И это совсем не одно и то же. Пишите свое мнение.

Оборот со II2 с повышенной IV:

Альтерированный II2 Если вместо скачивания открывается страница с плеером, вернитесь назад и правой кнопкой мыши выберете «Сохранить по ссылке».

Оборот с DD2:

Двойная доминанта  Если вместо скачивания открывается страница с плеером, вернитесь назад и правой кнопкой мыши выберете «Сохранить по ссылке».

Запись опубликована в рубрике Психология, Элементарная теория музыки с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *