В предыдущей статье были разобраны оркестровые духовые инструменты. Данная статья продолжает разбор инструментов входящих в состав симфонического оркестра. В скобках указывается диапазон по звучанию.
Ударные инструменты симфонического оркестра весьма разнообразны и делятся на несколько категорий:
С определенной высотой звука:
литавры (от фа большой октавы до фа малой) – чаще всего три инструмента, быстрая и значительная перестройка высоты которых достаточно проблематична:
колокольчики (от ноты до третьей октавы до ноты до пятой октавы), звучат на две октавы выше, чем записывается:
ксилофон (от ноты си первой октавы, до ноты до пятой октавы), звучит на октаву выше, чем записывается:
колокола (от ноты до первой октавы до ноты до второй октавы), звучат на октаву выше, чем записываются:
Без определенной высоты:
- высокого строя:
треугольник:
кастаньеты:
- среднего строя:
бубен:
малый барабан:
тарелки парные:
тарелка одиночная на стойке:
- низкого строя
большой барабан:
там-там:
Группа струнно-щипковых и клавишных:
фортепиано (от ноты ля суб-контр октавы до ноты до пятой октавы):
Steinway
August Förster
челеста (от ноты до первой октавы до ноты до пятой октавы), звучит на октаву выше, чем записывается; в случае отсутствия инструмента традиционно заменяется на фортепиано:
арфа (от ноты до-бемоль контроктавы до ноты фа диез четвертой октавы) в диатоническом строе, хроматизмы не исполнимы, так как в октаве используется только семь струн:
орган (от ноты до суб-контр октавы до ноты до пятой октавы):
Смычковые струнные
(верхние звуки указаны для типичного оркестрового применения, в реальности, диапазон гораздо шире):
скрипки (от ноты соль малой октавы до ноты до четвертой октавы):
альты (от ноты до малой октавы до ноты до третьей октавы):
виолончели (от ноты до большой октавы до ноты ми второй октавы):
контрабасы (от ноты ми контроктавы для четырехструнных до ноты си-бемоль малой октавы) звучат на октаву выше, чем записывается:
Смычковые струнные инструменты в оркестре, в отличие от ансамбля играют не сольные партии (хотя и такое применяется в эпизодах), а общие партии для первых, вторых скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов. Следует отметить, что роли партий струнных смычковых не равнозначны. Контрабасы часто дублируют партии виолончелей на октаву ниже, а альты менее удобны для исполнителей, чем скрипки, и имеют в сравнении со скрипками более плохие акустические параметры, что так же сужает их применение.