Музыкальный баланс – один из критериев оценки качества фонограмм по протоколу OIRT.
В акустической музыке баланс между партиями инструментов начинает формироваться композитором. Трудно себе представить, чтобы композитор предполагал простое равенство громкостей между инструментами. Сама композиция предполагает, что отдельные элементы музыкальной ткани являются в определенный момент главными, какие-то в различной степени отходят на второй план. Проблемы возникают не только в сфере художественной, но и в сфере инструментовки. Уже сочиняя произведение, автор учитывает возможности инструментов, их громкость звучания в различных регистрах.
Когда произведение звучит, то проблема баланса становится заботой музыкантов и дирижера. Не так просто, находясь на сцене, предполагать какой баланс получается в зале. Тем более что этот баланс даже в зале с хорошими акустическими параметрами в какой-то степени различен. Среди акустических параметров помещения даже рассматривают отдельно такой параметр, как ансамбль. Этот параметр как раз отвечает за удобство ощущения исполнителями ансамблевого звучания.
При классической записи на общие микрофоны задача музыкального баланса должна быть решена до записи. Звукорежиссеру следует найти именно ту точку пространства, в которой баланс будет наилучшим. В реальности не всегда получается даже компромисс с другими параметрами (звуковым планом, стереофоничностью и т.д.), так как не всегда есть возможность поставить микрофоны туда, куда следовало бы. Не всегда даже есть возможность вообще найти это место. При записи одними общими микрофонами повлиять на баланс после записи весьма трудно.
При многомикрофонной записи появляется возможность исправить ошибки баланса в записи сведением. При записи без общих микрофонов эта операция из коррекции превращается в создание баланса с нуля. Соотношение уровней громкости между различными инструментами обычно является отправной точкой при сведении. После различных обработок к сведению приходится возвращаться, часто многократно.
При создании баланса следует искать исходный композиторский замысел. Но что делать, если композитор и музыканты сами не очень представляли окончательный результат? Конечно, можно оправдывать необходимость работы над такой «композицией» финансовыми вопросами, тем, что Вы сможете исправить ошибки автора. Но если Вы так хороши как композитор, то почему Вам приходится работать с чужим плохим материалом? Может быть Вам следует все-таки поискать авторский замысел, а не создавать собственный?