Протокол OIRT. Исполнение (исполнительская техника).

Исполнение – самый важный критерий оценки качества фонограммы. Никакие плагины не спасут фонограмму от плохого исполнения. Не стоит записывать плохих музыкантов даже из-за денег. Проблема не только в том, что общаясь с плохим исполнителем, звукорежиссер ничему новому не учится (что само по себе уже довольно плохо), но и в том, что получив прибыль от плохой записи, можно лишиться большого количества заказов. Во всяком случае, если приходится делать такую запись, то нужно приложить максимум стараний к тому, чтобы никто не узнал Вашего авторства.

Протокол субъективной оценки качества OIRT не сможет объяснить, как оценить исполнительский профессионализм музыканта. Оценку могут дать только профессионалы, но и их взгляды могут не совпасть.

Можно разделить качество исполнения на критерии технического совершенства, художественное мастерство и глубину проникновения в авторский замысел.

Наиболее просты для оценки пункты технического совершенства:

  • Качество текста, которое характеризуется не только отсутствием фальшивых нот, но и уверенностью игры, которая особенно страдает в технически трудных, виртуозных фрагментах произведений. Музыка очень чутко передает не только чувства и эмоции, которые закладывал в нее автор, но и текущее состояние исполнителя. Вряд ли слушателю хочется слушать произведение про страдания музыканта, не справляющегося с текстом из-за того, что он не выучил произведение или совсем не обладает виртуозными навыками, чтобы быть способным с этим произведением справиться.
  • Качество звукоизвлечения у исполнителей на разных инструментах и у вокалистов проявляется по-разному. Вокалисту труднее всего петь тихо высокие ноты, еще труднее петь громко низкие. Пианисту труднее играть легато. Скрипачу – сольную полифонию. Духовики вынуждены неестественно редко дышать, бороться со слюноотделением и находчиво использовать те скромные рамки динамического диапазона, которые предлагает им инструмент. Там где есть трудности, там чаще всего появляется исполнительский брак, который так же проявляется у разных исполнителей по-разному. У вокалиста в первую очередь пострадает тембр и чистота тона. Пианист не ошибется на доли тона в своей интонации, у него в первую очередь пострадает ровность динамики и дифференциация динамики звуков в одновременно звучащих пластах. У скрипача может испортиться и тембр, и штрих, и интонация. У медных духовых инструментов интонация пострадает в большей степени, чем у деревянных. Причем, это связано с трудностями исполнения и с громкостью самих инструментов, мешающих слушать других музыкантов.

Наверно, единственным общим признаком мастерства в области качества звукоизвлечения является умение создавать очень тонкие градации на пиано, и не упираться в предельную для инструмента динамику на форте.

  • Чистота интонации – критерий самый объективный. Существует строй и надо его держать. Но чистота интонации пианиста зависит почти полностью от настройщика, а скрипка играющая точно в равномерно темперированном строе произведет скорее впечатление дешевого синтезатора.
  • Ритмическая определенность исполнения предполагает не абсолютную точность синхронизации с темпом композиции, а соотношение длительностей нанизанных на упругость агогических отклонений темпа.
  • Слаженность ансамблевого исполнения важный показатель умения играть в ансамбле. При этом может оказаться, что музыкант проявляющий себя лучше по другим параметрам не умеет играть в ансамбле, а более слабый музыкант – лучший ансамблист. Это особенно заметно у не очень сильных музыкантов. Они как правило хорошо чувствуют ансамбль.

Кроме исполнительских качеств на ансамбль очень сильно влияет акустика помещения. Если музыкант слишком тихо или слишком громко слышит своих коллег, то ему становится очень трудно играть в ансамбле.

Данная статья начинает цикл статей посвященных оценке качества исполнения музыкального произведения. Сфере наиболее трудной для оценки, но наиболее важной для качества фонограммы.

Запись опубликована в рубрике Звукорежиссура с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *