Протокол OIRT. Исполнение (замысел).

Это третья статья, посвященная самому важному из критериев субъективной оценки качества фонограмм протокола OIRT.

Оценка глубины проникновения в замысел автора, соответствия стилю и традициям исполнения наиболее сложный пункт. Часто здесь не спасает и профессионализм. Личные пристрастия эксперта ни в чем не проявляются так резко, как в трактовке концепции. Даже на уровне крупнейших международных конкурсов, привлекающих в качестве членов комиссии известнейших музыкантов приходится наблюдать, что победителем становится не наиболее яркий исполнитель с новаторскими идеями в области исполнительства, а тот, кто не вызвал ни у кого из членов жюри раздражения непривычной новизной. Тем более трудно надеяться на объективность в оценке концептуальных параметров исполнителя.

Следует по этому поводу отметить наиболее заметные по подходу к произведению различия в трактовке самого смысла музыкального исполнительства. Музыкант может уже в самом подходе к исполнительству ставить различные цели.

  • Аутентичное исполнение – стремление вернуть первоначальное исходное (музейное) звучание произведению. При таком подходе не обязательно в результате выйдет нечто привычное, нравящееся всем. Напротив, очень часто традиции уходят столь далеко от оригинала, что сыграй музыку сам автор, его объявят человеком, не проникшим в тонкости авторского стиля.
  • Традиционная исполнительская интерпретация – стремление создать привычную на слух трактовку музыки. Иногда в само слово «традиционная» вкладывается некоторый негативный оттенок. В действительности традиционное исполнение совершенно не обязательно является копией уже существующего исполнения. Традиция – понятие не однозначное, и исполнение может заметно отличаться от других, хотя в данном случае это отличие чаще всего лежит в сферах технического совершенства и художественного исполнения.
  • Новаторская исполнительская интерпретация – стремление создать новую трактовку авторской идеи. Цель подобной трактовки может быть различной, от желания просто освежить восприятие слушателей, осовременить звучание, до поисков новых концептуальных идей, попытки предугадать будущее исполнительского искусства.
  • Транскрипция – исполнительское прочтение, приближающееся к аранжировке. Транскрипция допускает столь значительные изменения в произведении, что его уже можно назвать самостоятельным произведением. При этом может меняться все: от состава инструментов до авторской идеи.
  • Импровизация – аранжировка, выполняемая во время исполнения. Импровизация – полностью самостоятельное произведение. Оно предельно далеко может уйти от оригинала. Считать его исполнительской интерпретацией можно только в силу того, что оно не имеет исходной нотной записи.

Сфера исполнительства самая субъективная, но вместе с тем и самая главная область из всех входящих в протокол OIRT критериев субъективной оценки качества фонограмм. Хорошее исполнение может спасти недостаточно качественную фонограмму. Но идеальная звукорежиссерская работа не сделает гениальным плохое исполнение, если только звукорежиссер реально или виртуально не создаст это исполнение сам.

Запись опубликована в рубрике Звукорежиссура с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *