Протокол OIRT. Исполнение (художественное мастерство).

Это вторая статья из трех, посвященных такому критерию субъективной оценки качества фонограмм протокола OIRT, как исполнение.

Оценка художественного воплощения доступна гораздо меньшему числу людей, чем оценка технического совершенства. Она уже требует хорошего вкуса и слухового опыта.

  • Разнообразие выразительных средств. Композитор создает произведение содержащее сложный комплекс взаимодействующих между собой средств выразительности. Исполнительские средства выразительности должны дополнять авторские. На практике возможны разнообразные варианты, от точного следования указаниям автора, до замены большинства средств музыкальной выразительности собственными. От исполнения только текста, до многообразных исполнительских средств.
  • Свобода использования выразительных средств. Многообразие средств выразительности может оказаться мнимым, если музыкант страдает ученическим параллелизмом выразительных средств. Это очень распространенное явление, которое лучше всего характеризует недостатки в сфере воплощения художественного замысла. Большая часть средств выразительности представляет собой нарушение равновесия между двумя противоположностями: тихим и громким звучанием, нарастанием звука и затиханием, быстрым и медленным темпом, ускорением и замедлением, острым и плавным штрихом, движением к сильному времени и от него, светлой и темной окраской в сфере лада, созвучия или звука, диссонансом и консонансом и т.д. Если две пары выразительных средств используются музыкантом параллельно (то есть ускорение всегда сопровождается усилением звука, а замедление затиханием), то два средства превращаются в одно. Сокращается количество выражаемых музыкой состояний. Если две пары выразительных средств используются музыкантом независимо друг от друга, то они по сути дела превращаются еще в одно новое выразительное средство, кроме самих себя. Например, кроме того что есть средство «стаккато – легато» и средство «движение к сильной доле – движение от сильной доли», появляется новое средство именуемое «артикуляционной модуляцией», которое заключается в том, что многократное использование параллелизма «легато + движение к сильной доле» становится противоположностью «стаккато + движение к сильной доле». То есть в противопоставлении между параллелизмом и его противоположностью так же заключается новое выразительное средство.
  • Стройность формы произведения проявляется в ощущении главной кульминационной точки произведения; ощущении степени нарушения равновесия выразительных средств, создающих линии развития.
  • Способность удерживать внимание слушателя определяется ощущением главного выразительного средства, отвечающего за коммуникацию со слушателем: в балансе между предсказуемостью и случайностью использования выразительных средств.

Данная статья выделяет наиболее важные вопросы в области оценки качества исполнительства связанной с мастерством использования выразительных средств. В следующей статье будет рассмотрен самый противоречивый аспект в оценке исполнительского качества. Аспект, связанный с концепцией произведения.

Запись опубликована в рубрике Звукорежиссура с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *