Музыкальный лад. Как работает «генетический код» музыки?

Музыкальный лад называют «генетическим кодом» музыки. Лад представляет собой определенную систему взаимоотношений звуков, а не только соотношения звуковысотностей.

Как отмечалось в статье про консонанс и диссонанс, приятнее всего воспринимать звуковую информацию с простым и ясным набором частот. Сознание стремится упростить информацию. Посмотрите на следующую картинку:

Группировка 10 точек

Группировка 10 точек

Набор из 10 точек воспринимается достаточно легко. В нашем восприятии «дорисовываются» точки, с которыми «связаны» группы по четыре. Наше сознание укладывает их в следующую группу:

4 точки

4 точки

Кроме того, эту картинку гораздо легче угадать спустя некоторое время среди подобных, чем, например такую (в которой так же 10 точек):

10 точек

10 точек

То же самое происходит и со звуками. Наше восприятие стремится найти устойчивый звук, Собрать неустойчивые звуки, вокруг устойчивых. Так возникает система лада. Устойчивый звук именуют первой ступенью или тоникой, обозначая римской цифрой I, или буквой T. Если высота тоники изменится едва заметно, нам будет казаться, что это все еще тот же звук, только расстроенный.

Расстроенная и настроенная чистая прима:

фальшивая чистая прима

фальшивая чистая прима

точно настроенная чистая прима

точно настроенная чистая прима

Но, когда величина отклонения станет достаточно ощутимой, то мы обнаружим, что она достигнет зоны, где есть некие ориентиры, которые вроде бы и сложны для восприятия, но как-то позволяют к ним привязать зону частот.

Фальшивая и натуральная большая секунда:

фальшивая большая секунда

фальшивая большая секунда

 

натуральная большая секунда

натуральная большая секунда

Это напоминает солнечную систему – хотя Луна «привязана» притяжением Земли и не может свободно лететь по траектории вокруг Солнца, но, тем не менее, они вместе «привязаны» притяжением Солнца.

Так возникают тяготения, а ближайшие к тонике самостоятельные тоны именуют «вводными» (здесь и далее низкие звуки на картинках расположены слева, а высокие справа, как на фортепианной клавиатуре).

тоника и вводные тоны

тоника и вводные тоны

 

 

 

Вводные тоны могут быть на большую или малую секунду выше и ниже тоники. Большее отдаление – уже малая терция (консонанс). В статье про трезвучия отмечалось, что мажорные и минорные трезвучия представляют собой обертоны одного звука. Мажорные и минорные трезвучия – устойчивые конструкции, поэтому тяготения верхних вводных наблюдаются и в сторону терции.

Устойчивые ступени и вводные тоны

Устойчивые ступени и вводные тоны

На расстоянии 7 полутонов (отмечен буквой D) находится самый устойчивый после чистой октавы интервал – квинта. Он присутствует и в мажорном и в минорном тоническом трезвучии. А вот терция может находиться на расстоянии и 3-х и 4-х полутонов.

Если тоническое трезвучие минорное, то его обозначают не заглавной, а прописной буквой «t».

Верхний вводный тон более устойчив не только потому, что он дальше от тоники, но и потому что образует устойчивую чистую квинту от верхнего звука тонического трезвучия. Не трудно заметить, что в этом случае нижние вводные тоны являются вариантами терции для нового трезвучия. Это трезвучие приобретает от вводных тонов значение аккорда с самым сильным тяготением в тонику. Оно доминирует по этому признаку над всеми прочими аккордами. Поэтому это трезвучие называется доминантой. Оно обозначается «D», если трезвучие мажорное. Если оно минорное, то «d».

Сама конструкция двух аккордов является свернутым во времени сценарием причинно следственной связи. То есть уже любой аккорд, расположенный на кварту выше (или на квинту ниже), вызывает ощущение результата или следствия состояния связанного с первым.

Уже в этой конструкции кроется «генетический код» даже не музыки, как было сказано в начальной строке статьи. В ней кроется карта эмоционального мировосприятия. Это код психологии образа, передаваемого музыкой. Только представьте себе, ведь если в ладу есть только минорная тоника и доминанта, то любая музыка, в нем написанная будет придавать темную (минорную) окраску и причине и следствию. Или, наоборот светлую, если оба аккорда мажорные. А какие любопытные характеры получатся у структур лада d-T и D-t.

Конечно, лад не обязательно должен иметь только по одному нижнему и верхнему вводному, но в диатонических ладах, это именно так.

А если причинно-следственную цепочку поискать на других ступенях. В первую очередь, конечно простейшие варианты, когда тоника становится причиной, а доминанта следствием:

образование функций в ладу

образование функций в ладу

Под верхней строкой схемы находятся сдвинутые ее фрагменты. Аккорд, являющийся следствием тоники, называется субдоминантой и обозначается «S» и «s» опять же в зависимости от вида трезвучия (мажорное или минорное).

Аккорд, являющийся причиной доминанты, называют двойной доминантой и обозначают DD.

Диатонический лад состоит не из всех 12 полутонов, а из 7 ступеней. Эти семь ступеней могут находиться на разном расстоянии. Эти расстояния определяются двойной причинно-следственной цепочкой доминанта > тоника > субдоминанта. Так образуются распространенные лады:

D T S Натуральный мажор
D T s Гармонический мажор
d T S «Миксолидийский» мажор
d T s Мелодический мажор (при движении вниз)
D t S Мелодический минор (при движении вверх)
D t s Гармонический минор
d t S «Дорийский» минор
d t s Натуральный минор

 

Лады сформированные сочетанием мажорных и минорных трезвучий

Лады сформированные сочетанием мажорных и минорных трезвучий

Что такое тоника? Это устойчивое состояние. В аккорде нет ни одной неустойчивой ступени. Очевидно, что в состоянии, передаваемом доминантой, тоника представляется целью. А вот субдоминанта, в которой два из трех звуков неустойчивы, никак не может быть целью для тоники. В субдоминанту нас не ведут тяготения. Что является следствием отсутствия стремлений? Обычно утраты и разочарования.

Хорошо бы разобраться, чем отличается цепочка D>T от T>S? В этом случае мы поняли бы сущность «генетического кода» психологической карты мира, которую несет музыка. Для этого нужен психолог с музыкальным образованием, или музыковед с психологическим? Возможно, но, вероятнее всего, разгадка лежит на поверхности. Вполне логично, хотя и немного искусственно для функций доминанты (D), тоники (T) и субдоминанты (S) выглядят следующие ярлычки: «предвкушение», «цель» и «утрата». Тогда становится ясным смысл окраски трезвучий основных функций лада.

Современные лады стали формироваться в Древней Греции. Средневековые лады заимствовали от них только названия, но не «языческую» структуру:

Античные и средневековые лады

Античные и средневековые лады

В античных ладах желтым цветом отмечены крайние звуки тетрахордов, в средневековых синим — финальный тон, красным — тон распева.

Если внимательно приглядеться к пустым, не занятым ступенями лада, клеточкам современного 12-полутонового звукоряда, то можно заметить, что расположены они как черные клавиши фортепиано. Эта семиступенная последовательность, доставшаяся в наследство и белым клавишам современных синтезаторов, называется диатоникой. Она естественна, так как опирается на описанные выше законы восприятия. Народная музыка чаще строится на диатонике и ее фрагментах (в народной музыке существует множество ладов, состоящих всего из нескольких звуков). Современный рэп, чаще всего так же имеет свой лад из нескольких ступеней. Но, композиторам недостаточно естественного, им нужно создавать и необычные образы. Они сами создают лады.

Если не дублировать средневековые григорианские лады, то наиболее известными ладами, используемыми в авторской музыке, будут следующие:

 Профессиональные лады

Профессиональные лады

 

Стрелки показывают, что данная ступень используется только при движении вверх или вниз.

Тоники многих из этих ладов уже не являются трезвучиями. Это особые сконструированные «цели». Но, психологи отметят, что не все эмоции определяются отношением к «цели». Есть еще настроение, которое окрашивает восприятие мира, необъяснимым образом влияя порой и на «цели». Именно это и наблюдается повсеместно в поп-музыке и роке. Еще начиная с джаза, появилась тенденция к обратному мышлению. Мышлению, когда не «утрата» (S) ведет к активной целеустремленности «предвкушения» (D), а наоборот D-S. В классической гармонии этот абсурд недопустим. Исключение сделано только для минорной доминанты («мрачного предвкушения») d-S. Некоторые авторы в Интернете (видимо, вслед за западными книжками) ошибочно называют это явление модальностью. Но модальность – естественное отсутствие функций лада в музыке, которая родилась вне традиций тонального мышления. Нельзя быть естественно ребенком, прожив взрослую жизнь. Можно прикинуться ребенком, можно впасть в детство, но нельзя им стать. Так же невозможно пользоваться и модальностью, можно сознательно нарушать логику функциональной последовательности, создавая как бы похожие на модальность обороты при отражении чувств порождаемых не отношением к цели, а возникающих под влиянием настроения.

Генетический код музыки неиссякаем. Статья о ладах никогда не будет полной, было бы очень интересно объяснить сущность симметричных ладов, обсудить теорию ладового ритма Яворского и многое другое. Но обязательно следует упомянуть переменный лад – лад, в котором либо меняется тоника, либо структура лада. Это переходная стадия к 12-ступенным ладам и додекафонии. В 12-ступенных ладах, введенных в моду Паулем Хиндемитом, используются все 12 звуков. А композиторы нововенской школы (Шёнберг и его последователи), создав додекафонию, окончательно лишили этот звукоряд тоники (хотя это, в некоторой степени, оказалось больше намерением, чем достигнутым результатом).

Запись опубликована в рубрике Психология, Элементарная теория музыки с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *